+7 (919) 990 35 55
г. Москва, Дмитровское шоссе, 9а строение 1 (ст. м. Тимирязевская)

Запись к специалисту






В рассылку входят статьи специалистов, проводимые мероприятия, полезная информация

Савина М. С.: Время для ребенка

Сколько времени  нужно уделять родителю на совместную деятельность  с ребенком, чтобы удовлетворить  его потребность во внимании? Этим вопросом часто задаются родители.  Планируя  «детское» время, взрослый как бы сообщает ребенку: «Ты для меня важен и ценен. Мне с тобой интересно. Хорошо, что ты есть». 

Ребенок развивается через общение и взаимодействие  со  взрослым.  В своем развитии он  проходит путь от полной зависимости от взрослого до независимости.  

В разном возрасте ребенку необходимо разное  количество времени, которое  насыщено играми и общением с мамой, папой или другими близкими людьми 

Ранний возраст (до 3 лет).

Ориентация ребенка во времени привязана к привычному  режиму дня. Для него нет обобщенного понятия  «время», а есть «время сна», «время обеда»,  «время прогулки» и т.д. До 3 лет  ребенок учится различать  день /ночь/утро/вечер, понимать «сейчас»,  «потом», «завтра». Но у детей еще нет  чувства  времени, они не смогут определить, прошло ли, например,  5 минут или еще не прошло. Поэтому для  ребенка раннего возраста всегда значима ситуация   «здесь и сейчас». Дети нуждаются в большом количестве родительского  времени, основная  часть  которого связана с уходом за ними. В этом возрасте  формируется привязанность между ребенком и  родителем, для развития  которой  важно интенсивное  эмоционально-насыщенное  общение. Родитель, находясь рядом с ребенком, создает  у него  ощущение  безопасности и чувство базового доверия к миру.Ребенок нуждается в ситуатино-личностной и ситуативно-деловой формах общения со взрослыми. Взрослый для него является источником  положительных  эмоций и образцом практических действий с предметами. Основные  способы времяпровождения в этом возрасте: совместная предметно-практическая и  игровая  деятельность, эмоциональное общение.  

Дошкольный возраст (4-6 лет). 

Младшие дошкольники с трудом ориентируются во времени. Так как  время невидимо, абстрактно, то дети плохо  воспринимают временные  интервалы. Труднее всего ими усваиваются понятия  вчера/сегодня/завтра, ребенок долго не понимает  их взаимопереходов. Но к старшему  дошкольному  возрасту начинается освоение  данных понятий: пользуясь  сегодняшним днем  как  точкой отсчета, ребенок  запоминает  их. Так  же трудно дается ребенку и освоение  временных понятий (минута, час, день, неделя, месяц, год) и названий дней недели. Ребенок в этом возрасте  только открывает для себя  существование  своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего . В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: когда я был маленьким…»  , «когда я вырасту и стану большим…». Дети уже не так привязаны к родителям и могут какое-то время обходиться без них. Однако родитель для них по-прежнему остается центральной фигурой, общение с которой необходимо для нормального развития. Происходит уменьшение времени, необходимого родителям для ухода за ребенком в связи с его растущей самостоятельностью. Существенную часть времени многие дети проводят вне семьи (в детском саду и др.).Ребенок испытывает  потребность во внеситуативно-познавательном и внеситуативно-личностном  общении с родителями. Способы времяпровождения: познавательные беседы, экспериментирование, сюжетные игры, чтение книг. 

«Мама, поиграй со мной. Мама , иди  посмотри, что я сделал. Мама, дай мне… Мама, давай с тобой…»  А у мамы  ворох  белья, который нужно перегладить, приготовить ужин, сходить в магазин,  вытереть пол на кухне и еще хотелось бы почитать книгу, которая никак не дождется своего часа в этой бесконечной очереди  «Надо».  Мама понимает, что уделить  своему чаду время и внимание необходимо, иначе малыш будет требовать этого своим  плохим поведением. В этом случае  можно предположить, что раздражение будет проявляться и у ребенка и у мамы, так как их потребности не удовлетворяются. 

И.Павлов  в своей книге «Как найти время на общение с детьми»  описывает 4 стратегии распределения времени.  

«Многие родители испытывают трудности при распределении времени между собственными интересами и интересами детей. Конфликт между количеством времени, которое необходимо для себя, и количество времени, которое нужно уделять детям (ребенку), чаще всего имеет одно из четырех стратегических решений. В основе каждого из таких решений лежат два параметра: собственные  интересы и интересы ребенка, хотя граница между ними довольно условна». 

Стратегия «Черная дыра». Времени не хватает ни на себя, ни на ребенка.
Стратегия «Родитель-звезда». При этой стратегии максимальное количество времени  для себя и минимальное  количество времени для ребенка.
Стратегия «Ребенок-звезда».  Минимальное количество времени для себя и максимальное  количество для ребенка.
Стратегия «Созвездие». При этой стратегии хватает времени и на удовлетворение потребностей ребенка и своих собственных. 

Конечно, количество времени, проведенного в непосредственном общении или  какой-либо совместной  деятельности со своими детьми, определяет для себя  каждый родитель  сам. 

Это могут быть 15 минут, может быть 1 час, а может быть и целый день.  Это специальное «детское»  время, когда мама или папа полностью принадлежат ребенку (мама не моет посуду, папа не смотрит одним глазом на ребенка, а другим в телевизор) и  именно ребенок выступает инициатором  той или иной деятельности. В это время не входит обучение  буквам, если ребенок не хочет, выполнение развивающих заданий, которые так полезны для растущего мозга. Это время игры, валяний на полу и прочих  «глупостей», по мнению некоторых родителей. 

Бесспорно, «детское» время просто необходимо, но не все так однозначно в этом вопросе.  Думаю, многие родители сталкивались с ситуацией, когда они проводили     время с ребенком, а ему все мало и мало. Стоит в гости прийти бабушке или маме заняться своими делами, как малыш не дает слова сказать или своим поведением притягивает внимание.  Особенно ярко такое демонстративное поведение наблюдается в детском коллективе.  Среди детей находится   ребенок, который паясничает, говорит глупости, нарушает правила, явно рассчитывая на реакцию зрителей. О чем  может свидетельствовать подобная  ситуация?   Это может говорить о том, что у ребенка сформировалась неправильная установка. Г. Хоментаускас , описывая  последствия чрезмерного внимания родителей к детям , обозначает так : «я значим только тогда, когда на меня обращают внимание».  

Дети иногда говорят: «Мне скучно». Ребенку, не умеющему себя занять требуется постоянная подпитка в виде другого человека,  который его развлечет, либо мультиков , которые можно просто поглощать.  Р.Дрейкурс и В. Золц  считают, что  «первое требование для каждого человеческого существа стать самодостаточным. Ребенок учится заботиться о себе, и этот процесс начинается с самого его рождения».  «Для «хорошей»  матери вовсе не обязательно исполнять все требования ребенка. Ребенок, чувствующий себя прекрасно, лишь, когда он в  центре внимания, на самом деле несчастлив. Подлинное счастье не зависит от  внимания других, а возникает как результат самодостаточности». 

Савина Марина Сергеевна
Детский психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИП Лукаш Лилия Анатольевна | ОГРНИП 314774626800270 | ИНН 771306511456