г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Журнал «Начальная школа» №2 (621), февраль 2016. Статья «Девять причин разногласий между учителем и родителями».

Часто учителя профессионалы задают психологу вопрос: как разговаривать с родителями учеников? На что они, родители, злятся и обижаются? Почему не идут на контакт? Как привлечь их к сотрудничеству? Я хочу остановиться в этой короткой статье на девяти возможных причинах трудностей в отношениях «родители-учитель».

При этом я уверена, что есть и десятая причина, о которой, вы, практики, знаете лучше меня.

Итак…

Причина 1. Негативный опыт из прошлого самих родителей.

Школа – непростое испытание не только для ученика и учителей, но и для родителей. А у каждого из нас своя история школьного детства, и, увы, не всегда самая радостная. Негативный опыт обучения может отрицаться, вытесняться и только с вхождением нашего ребенка в статус школьника актуализироваться. Едва переступив порог этого учреждения, родители бессознательно уже находятся в позиции защиты.

Ребенок-школьник – это их прошлое!

Нельзя поэтому начинать разговор с родителями со слов: «А ваш Петя…» Дайте им возможность расслабиться! Начните разговор так: «Ах! Какой у вас мальчик! Вот только… Но с этим мы обязательно справимся! Вы мне поможете?» Вариант: родитель – в прошлом отличник, а его ребенок «не тянет». В этом случае присмотритесь, поговорите об успехах родителя, найдите сначала сходство между ним и его ребенком – учеником, а уже потом – различия.

Причина 2. В семье проблемы и родителям не до детей

Внимательнее посмотрите на учеников: все детско-родительские отношения проявляются в их поведении. Тут важно быть чувствительным, чутким и аккуратным, дать время на «встряски и перевороты», и со временем все придет в норму. Терпение! Неожиданным и резким переменам (развод, смерть) дают не менее года для того, чтобы их пережить.

Причина 3. Проблема в вас.

Все мы живые люди и иногда переносим собственные проблемы во внешний мир, проецируя свои трудности на других. Если в семье учителя произошел конфликт, ссора, он, скорее всего, и на работу придет раздраженный. И родитель, подошедший к нему с вопросом, может восприниматься как еще один раздражитель. Чувства, кипящие в нас, проявляются в невербальном поведении, считываются другими
людьми по нашим жестам, мимике. Еще ничего не услышав от человека с плохим настроением, внутренним напряжением, собеседник бессознательно актуализирует психологическую защиту. Родители сразу могут возражать, отвечать вам раздраженно, быть настойчивыми в своей неправоте.

Если вы пришли в негативном состоянии, постарайтесь в этот день избегать серьезных разговоров с родителями: слишком велик риск потерять союзников в обучении ребенка.

Причина 4. Мнение окружающих.

Проблемные отношения с родителями могут спровоцировать другие люди. Например, уважаемый всеми в школе (и вами в том числе) учитель математики пожалуется, что Ваня невнимательный, рассеянный, ленивый. Еще этот учитель удивится, что вы этого не замечаете… Вы начинаете более пристально наблюдать за этим Ваней, явно преувеличивая его погрешности и неудачи.

Не всегда просто быть устойчивым в своем мнении, утверждать свою оценку способностей и поведения ученика в коллективе авторитетных педагогов. Но если вы будете думать о пользе вашего мнения для ученика, то ваша позиция останется неизменной.

Причина 5. Профессиональная деятельность учителя связана с оценкой

Важно определить уровень успеваемости, оценить успешность обучения, дать возможность ребенку сравнить свои достижения с достижениями других. Однако в оценивании кроются и свои опасности для общения с родителями. Волей-неволей учителя оценивают и их – как они справляются с воспитанием – по пятибалльной шкале. Ошибка не только в оценке, но и в том, что учитель становится экспертом
в семейных отношениях! При этом «правильно или неправильно» воспитывается ребенок, может решить только сам родитель, в крайнем случае, психолог. Неся во взгляде оценку, в речи, в манере говорить вы теряете возможность полноценно взаимодействовать с родителями, разговаривать с ними на равных, а не с точки зрения эксперта.

Если вы заметили за собой подобную манеру, берите чаще паузы в разговоре, улыбайтесь, слушайте, спрашивайте, а не утверждайте безапелляционно.

Причина 6. Режим и «гонка».

Здоровых детей сейчас в школе едва ли наберется 30%. К сожалению, в нашей системе образования не до образования: главной задачей становится адаптация, выживание в экстремальных условиях вариативности программ, продолжительность уроков – до 16 часов… Темп огромный: «Успеть бы! Не опоздать бы!» Тут уж не до ученика. И совсем мало кого интересуют дети гиперактивные, леворукие, медлительные, слабо подготовленные. О чем с родителями таких детей разговаривать? Вот и получают и дети, и родители сплошные замечания, потому что добрые слова – для тех, кто справляется с нагрузкой.

Настройтесь на способности, индивидуальность и уникальность каждого конкретного ребенка. Тогда родители будут вашими союзниками в этой непростой битве за успешное обучение в экстремальных условиях.

Причина 7. Сходство и различия.

Если вы хотите быть в контакте с родителями ваших учеников, делайте акцент на сходстве с ними, а не на различиях. Не отделяйте себя от волнующихся и заботящихся мамочек. Не забывайте, что вы – такие же, как и они. Перед вами стоит такой же, как и вы, тревожащийся за обучение, обеспокоенный здоровьем ребенка любящий родитель.

Поставьте себя на место этого родителя, и это поможет найти общий язык с ним.

Причина 8. «Плохие» родители.

Увы, есть категория родителей, которых действительно сложно принять и понять. В психологии даже название для них есть – «токсичные» родители. Трудно найти общий язык, рассказать, как лучше помочь ребенку в школе, тем взрослым, которые заняты своей жизнью и агрессивно настроены по отношению к своим детям.

И все же стоит включать слушателя, аккуратно подводя родителей к вопросу об ответственности за жизнь и здоровье своего ребенка. Иногда действуют «страшилки» о том, какие трудности их ждут впереди в отношениях с детьми. Но лучше всего найти убедительные слова и направить таких взрослых к психологу.

Причина 9. Профессиональное выгорание.

Любая профессия, если человек находится в ней долго, имеет свое влияние на личность. Так и педагогическая деятельность не может не сказаться на личностных особенностях учителя. Уже через три года в разговорной речи появляются слова «так», «молодец», «правильно». И, к сожалению, спустя годы работы может накопиться усталость от профессии, раздражение на детей, которое нельзя на них выплескивать, ригидность мышления, авторитарность. А главное – нежелание трудиться и апатия, сниженная энергия в деятельности.

Пожалуй, в психологии накоплено больше всего исследований профессионального выгорания именно у педагогов. Ответственность за результат, запрет на негативные реакции, оценивание других и самого себя, авторитарность в обучении, постоянные контакты – вот лишь немногие факторы, приводящие педагогов к эмоциональному выгоранию в профессии.

В таких случаях родители учеников становятся для учителя источником напряжения, раздражения, усталости. А разговор с ними проходит быстро, авторитарно, с негативными эмоциями, отвержением, непониманием.

Главная рекомендация

Если вы начали уставать от отношений, если ваша профессия раздражает вас, разберитесь в причинах и либо поменяйте работу, либо обратитесь за помощью к специалисту-психотерапевту. Он вместе
с вами будет исследовать источники напряжения, находить ресурсы активности, разрабатывать способы самоподдержки.

Я назвала здесь девять возможных причин непонимания родителей и учителей исходя из личной практики и работы в системе образования. Надеюсь, вы дополните мои исследования и обсудите с коллегами трудности взаимодействия и пути их решения.

Удачи вам в вашем труде!
Здоровья, мудрости, терпения и взаимопонимания!

Download “Журнал "Начальная школа" №2 (621), февраль 2016. Статья Л.А.Лукаш "Девять причин разногласий между учителем и родителями".” nsc-16.pdf – Downloaded 31 times – 14 MB

Оставить отзыв

*