г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Верста, Толстый и Емеля

versta1Клички, обзывательства, прозвища… Кто из нас с ними не встречался? И нас, родителей, мало интересуют тонкости этого вопроса, когда наш ребёнок приходит из школы или даже из детскоrо сада со слезами на глазах: «Меня обозвали «нюней!» («Толстяком», «Тормозом», «Емелей»).

Как избавиться от прозвищ и обзывательств? Возможно ли это? Что делать,когда ребёнка мучают прозви­щем? Все ли прозвища вредные? Уди­вительно, но эти вопросы задаем мы, сегодняшние родители, задавали наши родители и даже наши бабушки и прабабушки. Зачем они вообще нужны? Как помочь ребёнку от них избавиться? Попробуем здесь, в этой статье,разобраться в возможных при­ чинах,смыслах кличек и способах из­ бавления от них, если в таковых есть необходимость.

Спросите у своих родителей, были ли клички и прозвища в их школьной жизни? Наверняка вы услышите не­ мало интересного, забавного или даже грустного в их историях.

Значит, ситуация, в которой оказывается поколение за поколением, со­всем не нова? В родословном древе мы обнаруживаем фамилии, проис­ходящие от характера, особенностей или поступков людей, или от имени. Так, в Новгородской области, где проживали мои родственники, есть Васильевы, Стёпичи, Михайловы, Осиповы — всё это фамилии от имени отца, а вот Татаринов — скорее от прозвища — «Татарин», Буйновы — от особенностей характера…

versta2Я ни в коем случае не претендую на исторический экскурс происхождения фамилий! Эта информация, я надеюсь, позволит вам с ребёнком начать рассматривать историю прозвищ и обзывалок, чтобы он не чувствовал себя одиноким и отвергнутым. Действительно, прозвища, клички, обзы­валки, «ники» позволяют придать индивидуальность, выделив человека из среды ему подобных. В этом их положительное значение.

Чтобы выработать правильные, подходящие стратегии поведения по борьбе с обидными прозвищами, надо найти то, что придаст вашему ребёнку уверенность и нейтральность в эмоцио­ нальном реагировании на обзывающихся, а также подчеркнёт его индивидуальность.

Поэтому попробуйте начать с истории вашего рода, потом поделитесь теми кличками, прозвищами, обзывалками, которые встречались в вашей жизни. Возможно, здесь вы и посмеётесь, и поделитесь способами защиты своего «Я». А затем подчеркните в ребёнке то, что похоже на вас и то, чем он особенно выделяется в положительном смысле от других людей.

Кому чаще всего дают прозвище? Каковы основные причины обидных прозвищ и обзывалок?

К сожалению, иногда прозвища «дарят» взрослые. Из умиления к малышу родители могут его называть «тормозюкой», «ушастиком», «хрюшкой» и не заметить первой обиды, слезы ребёнка, или ещё чего хуже — посмеяться над его «детской и глупой реакцией».

И вот у этого мальчика или девочки закрепляются способы реагирования на прозвище «проглотить обиду», «злиться про себя», «не защищаться». Ребёнок приносит эту слабость в детский коллектив, мало того, при случайно оброненных там подобных словах вздрагивает, плачет или злится, тем самым обращая на себя внимание.

Прозвище внедряется в детский коллектив, у ребёнка растёт неуверенность в себе и не­ адекватность реакции на обзывалки. Увы, всё это вызывает ещё большее желание у окружающих его детей обзываться, самоутверждаясь тем самым среди других сверстников. Ребёнок замыкается или становится агрессивным. И дома не расскажешь, так как родители с самого начала не понимали, что ребёнку обидно и неприятно.

Одиночество растёт, надежда на поддержку угасает. Защищать себя наш герой не умеет. Остаётся принять на себя роль и надолго, а может быть, и навсегда стать «тормозюкой-тормозом» или «ушастиком-лопухом», или «хрюшкой-свином».

Не менее опасным является пове­ дение и отношение, выражаемое словами-характеристиками ребёнка со стороны педагогов-воспитателей, учителей. Все они — значимые, авторитетные для детей люди. Особенно в детском саду и начальной школе.

Из добрых побуждений или из-за недостатка терпения прорываются от них «ну ты и тормоз!», «о, да ты -Пушкин!», «ну прям, как слон!». Педагоги очень внимательны, и, к сожалению, быстро замечают, что этими характеристиками попадают прямо «в цель», с этой поры и начинают при каждом удобном случае обзывать ребёнка Тормозом, Пушкиным, Сло­ном.

Правда, прозвища есть и учителей — как ответ детей на обиду. Но мы сейчас говорим не об этом, а о том, почему дразнят ребёнка, и как ему помочь. Поэтому, прежде всего, по­ старайтесь докопаться до причины. Ошибки взрослых исправить сложно, но возможно.

Следующая причина обзывалок — детские игры. К подростковому возрасту возникает острая необходимость быть вместе, быть как все, играть в «свои и чужие», «Я самый крутой! (Но только с вами)». Поэтому появляется слэнг, поэтому начинают третировать новеньких, поэтому появляются прозвища.

В классе начинают царить правила группы, и, если среди одноклассников все имеют прозвища, вашему ребёнку будет очень сложно быть «белой вороной». Вариант один — придумать то прозвище (тут как раз «ник» и возникает), которое будет устраивать подростка. Если дают другое прозвище — настаивать на своём, подчеркивая его значимость и неповторимость.

И ещё одна причина — случайно или намеренно ребёнок сам себя обзывает. Прозвище за ним закрепляется, и хорошо, если ребёнок его принимает, а если он давно из него «вырос»?

Тут нужны будут способы изменения своего положения в группе и утверждение себя с новым именем, возможно, собственным, настоящим. Ниже приведённые стратегии, я надеюсь, позволят найти способы преодоления закрепившихся стереотипов восприятия и называния со стороны сверстников.

До разработки подходящих способов я предлагаю вам вместе с ребёнком определить место его прозвища по таблице (объективно, без преувеличений под влиянием детской обиды!). Я надеюсь, что эта таблица позволит вашему ребёнку ещё раз убедиться, что он «не уникален» в обзывании его со стороны сверстников. Да, прозвища подчёркивают индивидуальность, а вот переживаются эти прозвища детьми, к сожалению, в одиночестве: им кажется, что только их одних так не любят и не принимают. Эта субъективная «уникальность переживаний» может привести ребёнка к печальным последствиям. Поэтому всегда разговаривайте с ребёнком, делитесь подобным опытом, не оставляйте его одного, не отвергайте!

Виды прозвищ и обзывалок, требующие помощи ребёнку от родителей, педагогов, психолога Виды прозвищ и обзываnок, с которыми справиться легче
Привнесены значимыми взрослыми, но не родителями, а также авторитетными для ребёнка сверстниками (Кристина — «Крися», которая в подростковом возрасте «превращается» в «Крысю», далее — в «Крысу») Придуманы любящими родителями («Топотушка», «Ушастик», «Топтыжка»)
Выдуманные кем-то («Толстяк») Названы самим ребёнком (Васина — «Вася»)
Обидные для ребёнка («Коротышка», «Псих», Юлька-«Козюлька», Лера-«Холера») Необидные для ребёнка (Чехова — «Чех»)
Не принимаемые ребёнком (все клички обидные, уничижительные) Принятые ребёнком (с которыми можно жить, с юмором или придающие приятные оттенки индивидуальности — например, Ань много в классе, а Аня «Чех» одна, потому что у неё фамилия Чехова)
Жестокие («Уродина», «Блоха», «Лепёха») Ласковые, нежные (Людмила — «Милок», Заира — «Зайя», Белла — «Белочка»)
Отражающие суть характера, поведения, телосложения и тому подобного («Худоба колхозная», «Верста») Исходя из формальных признаков: сокращения фамилии, имени, других данных
Единичное прозвище (позиция жертвы) В основе — коллективная игра (у всех есть прозвища)
Большая часть синонимов данной ребёнку кличке имеет отрицательный оттенок Можно найти кличке, прозвищу, обзывалке положительные синонимы

Итак, и вам, и ребёнку необходимо понять, по какой причине он получил прозвище, а заодно и его суть и значение, которые оно вносит в контакт с другими детьми. Решив этот вопрос, можно разрабатывать способы самозащиты и изменения отношений со сверстниками.

Основное, что необходимо запомнить: в любых обзываниях обидчик ждёт слёз и наглядного унижения обижаемого. Задача ребёнка — не дать ожидаемой реакции! Здесь могут быть три основные стратегии -нейтральная или игнорирование, смех, неожиданный физический отпор. Способы разные, но построены они на развитии наблюдательности за обидчиком, тренировки владения собой и своими реакциями, развитии самооценки. Когда ваш ребёнок перестанет реагировать на прозвище эмоционально, тогда, с большей вероятностью, он сможет игнорировать обзывалки сверстников.

Итак, стратегии и способы борьбы с обидными прозвищами.

Нейтральная реакция. Научите ребёнка реагировать на прозвище так, как будто оно его не касается. Попробуйте пообзывать его тем прозвищем, которое прозвучало недавно и обидело его. Ваша задача — быть рядом и поддерживать, обучая равнодушию и самозащите. Смотрите внимательно на мимику и положение тела ребёнка и говорите ему, заметно ли, что это «его трогает» или «не заметно». Поставьте его перед зеркалом, проведите ещё раз эту игру-тренировку 3-5 раз.

Иногда достаточно спокойно признать «обзывалку», но постараться в ответ выдать обидчику его характеристику. «Я — толстый, зато тебе ко мне подходить страшно — как пну сейчас!».

Здесь понадобится наблюдательность самого ребёнка. Проходя по улице, поиграйте в игру «самое выделяющееся»: вместе обращайте внимание на прохожих, на их самые выделяющиеся среди всех остальных характеристики поведения, речи, внешности. Это позволит ребёнку быть внимательным к одноклассникам, определять их индивидуальность и быстро подбирать словесные определения этой индивидуальности. Тогда и для обзывающего обидчика у ребёнка может найтись подходящее слово­ защита-ответ. Способы давать отпор словесно так же важны, как и все остальные. К тому, кто остр на язык, подходить опасно.

Можно в ответ на обзывание указать на особое внимание обзывающегося: «Да ты влюбился, что ли?» — в определённом возрасте для обидчика­ мальчика это звучит очень громко, все рядом стоящие начинают смеяться уже не над девочкой, а над мальчиком.

Обратить всё в шутку или обсмеять обидчика. Игра называется «а сам-то!», но со смехом. Для этого попробуйте придумать разные прозвища друг другу и обхохотать их. Главное — убрать из эмоций обиду и злость, то, что раззадоривает обзывающихся. Добродушный смех с оттенками равнодушия — один из способов защиты.

Физический отпор. На одном из форумов мне попалась выразительная в этом отношении фраза: «Называли во дворе Толстым. Были биты…». Обучите ребёнка приёмам физической самообороны. Увы, иногда это остаётся единственным верным способом, особенно для мальчиков.
Наметьте с ребенком пути самосовершенствования. Возможно, вашему ребёнку действительно не хватает смелости или скорости? Нарисуйте схему и обозначьте план, по которому можно стать уверенным, сильным, ловким, стройным, и главное — хотеть быть лучше, но оставаться при этом самим собой.

Некоторые из этих стратегий помогают тогда, когда прозвище ещё только «зарождается». А что делать, когда оно уже «укоренилось» и выводит вашего ребёнка из себя? Тогда добавьте ещё пункт:
1. Перестать реагировать на прозвище. Никаким образом. Тебя это не касается, и всё.
2. Пригласить по одному обидчиков домой, постараться подружить детей. В гостях дети узнают друг о друге много удивительного и нового.
3. Обзываться в ответ.
4. При сильных переживаниях менять школу, но обязательно идти к психологу, чтобы неконструктивные способы поведения ребённа, которые провоцируют прозвища, не протянулись дальше.

versta3Чего делать категорически нельзя. Вмешиваться в отношения детей: идти в школу, искать обидчиков, что­-то им доказывать. Обесценивать переживания ребёнка и обсмеивать его.

Прозвища начинаются там, где есть ожидаемое поведение жертвы, и заканчиваются там, где есть сила личности. Поэтому учите ребённа расправлять плечи и гордиться собой, ставить цели и их достигать, планировать будущее и реально смотреть на настоящее. Сейчас для общения созданы социальные сети, форумы, сайты. Вместе находите примеры преодоления трудных ситуаций в отношениях, поддерживайте ребёнка в его поиске настоящих друзей.

Если вам сложно самостоятельно подсказать подходящие способы реагирования, если переживания ребёнка невыносимы для него — обратитесь к специалистам-психологам. В таких случаях помогут тренинговые группы, где ваш сын или дочь сможет увидеть ошибки своего поведения и начнёт осваивать новые стратегии, приводящие к комфорту в отношениях с другими детьми.

Download “Журнал "Дошкольное образование", номер 10 (2014), статья Л.А.Лукаш "Верста, Толстый и Емеля"” do-2014.pdf – Downloaded 24 times – 3 MB

Оставить отзыв

*