г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Толерантная модификация профессионального становления специалиста-психолога в условиях кризиса

Л. А. Лукаш
Москва

Толерантность профессионального становления специалистов гуманитарного профиля приобретает доминантность, задавая вектор развития профессионала, определяя его успешность и устойчивость. Толерантность — есть внутренняя характеристика личности, определяющая не только ее нравственные позиции, но и поведение, формирующая отношение к бытию, сознание в целом.

Профессиональное становление рассматривается во многих концепциях в системе «личность — профессия — общество». Игнорирование процессов, происходящих в культурно-историческом пространстве формирования личности, невозможно. В своем исследовании мы придерживаемся диверсификационного подхода к определению толерантности как сложного, «нелинейного», многокомпонентного феномена, имеющего определенную структуру, уровни и измерения, проявляющегося в активности, осознанности, устойчивости личности в отношениях с «Другим» и развивающегося в конкретный общественно-исторический период.

Обладая достаточной свободой профессионально направленного мышления и необходимой активностью, студент-психолог как субъект профессионального становления должен быть сегодня способным к эмоционально-чувственному, ценностно-смысловому отношению к проблеме построения карьеры, к определенным действиям по достижению карьерных целей, в том числе — толерантности как характеристики личности, определяющей ее поведение и взаимодействие в социуме.

Исследуя проблемы генезиса развития толерантности в онтогенезе, психологи приходят к выводам о сензитивности подросткового и юношеского возраста (В.С. Мухина, ОТ. Кравцов, 2008). Юношеский возраст характеризуется как период формирования самоценности, самоопределенности, целостности личности. Период студенчества — это особый этап .профессиональной подготовки и обретения себя в профессиональном пространстве в контексте толерантности / интолерантности.

Профессиональное становление в условиях вуза — это сначала возникновение общности субъекта и профессии (индивид как типичность проявлений), затем — идентификация и адаптация (соотношение индивидуальных способностей и возможностей с требованиями профессиональной деятельности, первое обретение себя в профессии как идентификация, формирование профессионального сознания) и уже потом — индивидуализация (самореализация с учетом индивидуальных возможностей и творческого начала в деятельности). В связи с этим профессиональное становление опирается на такие понятия, как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Индивидуация понимается как первый и необходимый этап в развитии личности и индивидуальности специалиста-психолога, необходимый для самоопределения человека в окружающей его действительности, в том числе и профессии. В соотнесении с концепциями профессионального развития, этот период в большей степени соответствует этапу оптанта. Самоопределение тогда — есть первое обозначение самостоятельного начала личности и одновременно-длительный процесс определения человеком своей сущности, предполагающий активность самого субъекта [1, с. 11].’

Индивидуальность в профессии — это неповторимость, уникальность проявлений в деятельности субъекта. Индивидуальность понимается как высший уровень иерархической организации психологических свойств человека по отношению к индивидуальному и личностному уровням [2, с. 148]. Индивидуальность в профессиональной деятельности формируется постепенно, проходя этапы самоопределения, адаптации, идентификации и самореализации личности в профессии и выступает как первое возможное проявление толерантности именно на этапе его профессиональной самореализации, тем самым представляя высший уровень толерантной модификации профессионального становления специалиста-психолога.

Новые требования к субъекту и трудности профессиональной самореализации в условиях кризиса вновь и вновь привлекают внимание ученых к проблемам профессиональной включенности и удовлетворенности личности. В современных условиях нестабильности и неопределенности представляемых обществом ценностей и условий поддержки профессионального развития личности актуальными являются исследования личностных комплексов, обеспечивающих ей устойчивость и эффективность становления. Современные представления о понятии толерантности и критериях его анализа в научном познании и практики приводят к актуальности исследования этого феномена как комплекса личностных свойств, воспроизводящих социальные отношения в их гармонизирующем варианте развития личности профессионала, возникшее в результате этих отношений, идей трансформации, а не только воспроизводства толерантности, оценки факторов, детерминирующих влияние на развитие субъекта.

Литература:

  1. Солодова Г.Г. Профессиональное самоопределение студентов в педагогической культуре изменяющегося социума: монография [Текст]/ Г.Г. Солодова; ГОУ НПО «Кемеровский государственный университет. — Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.-232 с.
  2. Современный психологический словарь [Текст]/ под ред. Б.Г. Мещерякова, Б.П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ ЕВРО-ЗНАК, 2007. — 490 с.