г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Субъектные и личностные предпосылки толерантного профессионального становления специалистов социальной сферы

Лукаш Лилия Анатольевна
аспирант каф. социальной психологии
РГСУ, г. Москва

Личность — общественно-обусловленное, интегрально-психическое образование, задающееся требованиями социальной среды и закономерностями исторического процесса. Общественные отношения определяют поведение и переживания человека, как и система ценностей и норм данной исторической эпохи и социума [3; 381].

Экзистенциально-гуманистический подход к проблеме профессионального становления личности специалиста определяет анализ и осмысление ценностно-смысловой сферы личности, нравственных ориентиров и социально-признанных норм поведения в профессиональном сообществе, группах и обществе в целом.

Под «профессиональным становлением», понимается созревание личности на основе существующих в ней способностей и потенциальных возможностей в единстве причин и следствий, определенных закономерностей и новообразований, связанных с вхождением в профессиональную деятельность и отношения. И говоря о профессиональном становлении в этом контексте, психологи чаще всего рассматривают систему «личность — профессия — общество», где исследуются качества, способности субъекта и их соответствие требованиям профессии, разрабатываются программы помощи и сопровождения на этапе профессионального выбора и самоопределения. (Е.И.Климов, Н.С.Пряжников, 2003).

Изучение структурных связанных между собой черт личности специалиста, их динамики в профессиональной деятельности определяет характер современных исследований. В этом смысле личностная модификация профессионального становления может быть показателем внутренних и внешних процессов, определяющих поведение субъекта в социуме и профессии. Толерантность в контексте профессионального развития выступает как автохарактеристика личности, свидетельствующая о субъективной мере свободы и творчества будущего специалиста на фоне осознанной им необходимости индивидуального выбора направления личностного роста в открытом для него профессиональном пространстве.

В нашем исследовании под профессиональным становлением понимается совокупность личностных изменений в процессах самоопределения, этапах выбора, обучения, адаптации, самореализации в профессиональной деятельности и достижения профессионализма. Говоря о профессиональном развитии, мы предполагаем систему «формирование» — «становление» — «преобразование». Профессиональное становление — процесс обретения личностью позитивного отношения личности к профессиональной деятельности в контексте ее социальных отношений в конкретный период культурно-исторического развития общества в системе принятых обществом ценностей, норм, требований.

Первый курс обучения в вузах (период адаптации) осложнен ориентировкой и привыканием к новым условиям обучения, процессом профессионального самоопределения. Студенты редко проявляют активность и вступают в дискуссии с преподавателями. Действуют стереотипы школьного обучения, когда учитель «дает» знания и они не обсуждаются, а механически должны быть усвоены учеником. Мотивация к обучению поддерживается зачастую внешними факторами — требованиями родителей, условиями обучения, группой студентов-ровесников, престижностью «обучения» в данном институте. Данный этап соотносится с оптацией.

Второй курс и третий курсы обучения — более-менее стабильные периоды, когда этап ориентировки закончен, условия обучения приняты, развивается внутренняя мотивация обучения с пониманием «Зачем я здесь». Это периоды профессиональной интенсификации, мотивации и первичной адаптации.

Для студентов третьего курса важными являются мотивация обучения и направленность профессиональной подготовки. Вырастает уровень самостоятельности, активности, включенности в процесс обучения, студенты начинают спорить с преподавателями, отстаивать собственную позицию, запрашивать интересующие их сведения о профессии, вплоть до участия в построении учебных программ.

Студенты 4-х и, особенно, 5-х курсов характеризуются направленностью на практическую деятельность, запросом на конкретные профессиональные умения и навыки, специализацию, и, иногда, первым опытом вхождения в профессиональную деятельность путем практик, стажировок. Вместе с тем, это тревоги, связанные с достойной сдачей госэкзаменов, дипломной работы и последующим трудоустройством. Данный период — время идентификации в профессии, первого опыта самореализации, возникновение интеграции профессиональных представлений и возможностей, свойств, качеств личности и поведения.

Овладение профессиональной деятельностью в реальности — этап интеграции и самореализации, где включаются не только механизмы идентичности в профессии, но, по мере овладения ею, возникает индивидуальность, выделяющая специалиста в профессиональном мире «Мы».

Структурные компоненты профессионального развития рассматриваются как профессиональное сознание и самосознание, профессиональная мотивация, профессионально-значимые качества личности, профессиональные способности, профессиональное самоопределение. Развитие профессионального самосознания — одно из важнейших условий формирования индивидуального стиля и самоопределения в составе профессиональной общности, профессионального развития, в целом. Вне этих условий не может быть достигнуто адекватное понимание сущности процесса формирования ценностно-нравственных детерминант структуры профессионального сознания человека. Профессиональное самосознание определяется как процесс понимания и степень осознанности личностью своих возможностей, поведения, принятых норм и правил, сравнения себя с другими и идеалом. (А.К.Маркова, Е.И.Климов, Н.С. и Е.Ю.Пряжниковы). Этим объясняется и выбор методик в исследованиях, которые направлены на выявление представлений или самооценку будущих специалистов и профессионалов.

Термин «субъектность» характеризует особые личностные качества, связанные с активно преобразующими свойствами и способностями. Приоритетное значение субъектности признается не только в личностном, но и профессиональном развитии.

В особом ряду исследований, посвященных развитию субъектности, на наш взгляд находится работа Е.Н. Волковой, где субъектность изучалась на профессиональной группе «Человек — Человек» среди педагогов через категорию «отношение». Е.Н. Волковой выводятся три составляющие субъектность личности — способность изменять, измерять и излагать. Субъектность специалистов гуманитарной сферы представляет собой отношение к себе как к деятелю и является следствием общения с другим человеком, обладающим также качествами субъектности, а именно — сознательностью, свободой выбора, ответственностью, уникальностью [1].

Система общественных и трудовых отношений, в которую включается будущий специалист, способствует развитию индивидуальности профессионала. Субъект создает композицию преобразованных личностью свойств и избранных им условий и способов деятельности [5; 7].

Толерантная модификация специалиста-психолога в профессиональном становлении обладает своей спецификой и динамикой.

1. Профессиональное самоопределение как базисный критерий адекватной социальной индивидуации задействует в большей степени базовые компоненты толерантности — общекультурную толерантность. Это ключевая профессионально-нравственная гуманистическая компетентность специалиста, сущностью которой являются: позитивное отношение к овладению основами профессиональной деятельности, устойчивые интересы и стремление к общественному признанию, эмоциональная и моральная устойчивость личности при встрече с различиями и др.

2. На этапе профессиональной адаптации, профессиональной индивидуализии и адаптации развивается профессиональное сознание специалиста, формируется общепрофессиональная познавательная компетентность. Это стадия общепрофессиональной ролевой толерантности, где будущий специалист, обретая знания и навыки, соотносит образцы своего поведения с поддерживаемыми в профессии. Соответственно, в большей степени задействуются профессионально-значимые качества или практико-ориентированные — организаторские способности, ответственность, самостоятельность, компетентность и др.

3. Профессиональная самоидентификация студента как субъекта профессиональной деятельности способствует развитию мотивационно-ценностных критериев в деятельности, достижения успеха в самостоятельных профессиональных действиях. Толерантность здесь предопределяет активность, мотивы продвижения личности в профессии. Это такие качества как — активность, аналитичность, способность к рефлексии и др.

4. Профессиональная интеграция предполагает творчество, результативность, индивидуальность профессиональной деятельности. Здесь в высшей степени задействованы нравственно-ориентировочные качества, необходимые в отношениях с клиентами, определяющие в целом отношения специалиста — психолога к себе и другим, к профессии и обществу и т.п. Это устойчивые, системные, интегративные образования толерантности личности.

Толерантность является интегративной характеристикой личности, возникшей в результате идентификации — обособления как внутренних процессов развития и требований окружающих субъекта условий, способствующих толерантным / интолерантным проявлениям. Толерантность — прежде всего характеристика системы отношений личности к действительности. В современных исследованиях толерантность характеризует социально-психологическую активность субъекта в различных сферах социальных отношений, социального познания и социального поведения. В структуре толерантности выделяют различные индивидные, субъектные, личностные характеристики.

Литература:

  1. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Дис…докт. психол.наук. М., 1998
  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда, Учебник. 2-е издание. М.: Изд. Центр «Академия». 2004. — 336 с
  3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с. — (Серия «Психологи России»)
  4. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 480 с.
  5. Субъектный подход в инновационной подготовке педагога-психолога / Под редакцией Ф.Г.Мухаметзяновой. Казань: ЮЛАКС, 2006. — 168