г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Психологическая готовность ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение

Из сборника студенческих работ НОУ ИПП
Современное общество: социально-психологический анализ / под ред. С.В. Трушковой, Л.А. Лукаш –
М., 2012. – С 197-208

Уфельман А.П., Лукаш Л.А.

Поступление ребёнка в детское дошкольное учреждение (далее ДДУ) является одним из важных и сложных этапов в жизни ребёнка, так как оно неразрывно связано с изменением привычного для ребёнка уклада жизни. Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста была актуальной всегда, но в последнее время её актуальность значительно возросла. Это связано с тем, что организация процессов воспитания и обучения в ДДУ претерпела значительные изменения. Система дошкольного образования, зародившаяся в России, зарекомендовала себя благодаря традиционным подходам к воспитанию и обучению детей (Н.М.Аксарина, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, 2010). В настоящее время данная система не может быть использована в полной мере, в связи с появлением новых вариативных форм дошкольного образования. В ДДУ с разными образовательными подходами предъявляются разные требования и выделяются разные критерии психологической готовности ребёнка, не учитывая целый спектр важных и значимых личностных характеристик. Отсутствие достаточно чёткого понимания параметров психологической готовности в семье и ДДУ порождает множество противоречий. Кроме того, в рамках семьи отсутствует достаточно чёткое понимание параметров психологической готовности (Печора К.Л., 2006, 2009). Как правило, на первое место родители ставят режим дня и навыки самообслуживания. Часто родители отдают детей в детское дошкольное учреждение именно для того, чтобы воспитанием, обучением и развитием ребёнка занимались именно там, игнорируя при этом свою первостепенную роль в решении данного вопроса.

Исследованием вопроса формирования психологической готовности занимались многие психологи, социологи и психиатры (Т.В. Иванова, 1996; И.Ю. Ильина, 2000; О.А. Реуцкая, 2012; Е.О. Смирнова, 2001 и другие). Все они указывают на то, что в случае отсутствия у ребёнка психологической готовности к новым социальным условиям детского дошкольного учреждения нарушения в личностном развитии ребёнка будут необратимыми. У детей наблюдаются: нарушения сна, увеличение частоты заболеваний, дети ведут себя неадекватно, болезненно реагируют на социальное окружение. В существующих на сегодняшний день разнообразных программах создаются оптимальные условия развития ребёнка на основе определения целей ДДУ и способностей детей. Однако сами способности представлены и описаны нечётко, практически отсутствуют определения психологической готовности ребёнка к ДДУ. Современные программы дошкольного образования в основном ориентируются на критерии, выделенные К.Л.Печорой.

Научная проблема, на наш взгляд, заключается в выявлении и учёте критериев, которые определяют готовность ребёнка к адаптации и посещению детского учреждения в младшем дошкольном возрасте, и тех, которые могут этому помешать.

Всё вышеизложенное определило тему нашей дипломной работы: «Психологическая готовность ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение».

Цель исследования: выявить психологические критерии по готовности ребёнка к детскому дошкольному учреждению и, с опорой на них, разработать практические рекомендации для родителей.

Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение.

Предмет исследования: психологические критерии и факторы, определяющие готовность ребёнка дошкольного возраста к посещению детского дошкольного учреждения.

Гипотеза исследования: предполагается, что психологическая готовность ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение может быть выявлена в 3-4 года, и она определяется взаимосвязью следующих критериев:

  1. Потребностью ребёнка в общении и игровом взаимодействии со сверстниками.
  2. Спокойным отношением к ситуации расставания с матерью.
  3. Сформированностью навыков общения со взрослыми (помимо значимых для ребёнка близких ему людей).
  4. Положительной мотивацией к посещению детского дошкольного учреждения.
  5. Отсутствием выраженных страхов и тревоги в новой ситуации.

Задачи исследования:

  1. Представить основные подходы к исследованию закономерностей развития личности дошкольников и готовности ребенка к посещению детских учреждений.
  2. На основе теоретического анализа литературных источников по проблеме психологической готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение определить условия её определяющие.
  3. На основе комплекса подобранных диагностических методик эмпирическим путём выявить и определить критерии психологической готовности.
  4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей, предполагающих определить ребёнка в детское дошкольное учреждение.

Изучая вариативность программ дошкольного учреждения, опирающихся не только на цели развития, но и определения возможностей ребенка, мы не нашли ни одного представленного понятия психологической готовности дошкольника к детскому саду. В психологических исследованиях есть определения готовности к школе (личностная, интеллектуальная, социальная, физиологическая и т.п. – Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и другие). Опираясь на данные прикладных исследований, описанных выше, сформулируем рабочее определение изучаемого нами понятия. Психологическая готовность к поступлению в ДДУ – это готовность психического развития ребёнка для построения процесса общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к ДДУ включает в себя совокупность взаимосвязанных критериев, определяющих возможность и способность ребёнка младшего дошкольного возраста посещать дошкольное учреждение.

На основе представленных в теоретической части диплома подходов к исследованию закономерностей развития личности дошкольников и готовности ребенка к посещению детского сада мы обобщили критерии готовности в следующие группы:

  1. Потребность ребёнка в общении и игровом взаимодействии со сверстниками.
  2. Спокойное отношение к ситуации расставания с матерью.
  3. Сформированность навыков общения со взрослыми (помимо значимых близких).
  4. Положительная мотивация к посещению ДДУ.
  5. Отсутствие выраженных страхов и тревоги в новой ситуации.

Социально-психологические условия, влияющие на формирование психологической готовности ребенка к ДДУ, можно объединить в две группы:

  1. Индивидуальные особенности ребенка и общие закономерности развития в данный возрастной период
  2. Особенности влияния семьи на развитие ребенка.

В эмпирическом исследовании мы представили и описали структуру готовности к детскому саду, показали взаимосвязь критериев и условия, влияющие на развитие психологической готовности ребенка 3-4 лет к ДДУ.

Для решения поставленных задач был использован комплекс диагностических методов и методик. Методы: 1) метод выборочного наблюдения по параметрам; 2) интервьюирование; 3) методы статистической обработки данных. Методики: 1) методика К.Л. Печоры «Психолого-педагогические параметры определения готовности к поступлению в ДДУ» (автор — Печора К.Л.); 2) методика выявления тревожности у детей (авторы — Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М,); 3) анкета для родителей (авторы — Уфельманн А.П., Лукаш Л.А.).

Этапы исследования:
1 этап. Выявление критериев готовности – наблюдение, беседа с родителями, методики обследования детей (сентябрь 2011).
2 этап. Выявление взаимосвязи критериев психологической готовности дошкольников к ДДУ – наблюдение, статистическая обработка данных (ноябрь – март 2012)
3 этап. Анализ и обобщение результатов (апрель – май 2012)
4 этап. Разработка рекомендаций и беседа с родителями (май 2012)

Выборка состояла из детей 3-4 лет, мальчиков и девочек, в количестве 105 человек, поступивших в детское дошкольное учреждение. Большинство из поступивших детей предварительно посещало ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребёнка) и ГКП (Группу Кратковременного Пребывания) в данном детском учреждении, что соответственно повлияло на результаты эмпирического исследования.

На основе проведённой статистической обработки данные мы представили в виде плеяды компонентов, обозначенных на Рисунке 1 (см. ниже).

В данной схеме представлены критерии психологической готовности, выделенные в теоретическом анализе и подтверждённые эмпирически, а также условия, влияющие на формирование данных критериев, показана их взаимозависимость и взаимодополняемость. Формирование критериев психологической готовности опирается на условия, их определяющие, и, наоборот, наличие необходимых условий, является фундаментом для формирования данных критериев. Мы видим из корреляционной плеяды, что условия формирования компонентов готовности дошкольника к ДДУ сходны между собой. Для них необходимы как удовлетворенность физиологическая (сон, аппетит), так и определенные возрастные особенности (самостоятельность, инициативность, характеристики познавательной деятельности – проявление познавательной потребности, результативность), а также социальные факторы (наличие и качественные характеристики социальных связей).

Таким образом, эмпирическим путём доказана психологическая корреляция этих компонентов между собой, что говорит об их системности, то есть при изменении одного компонента изменяется вся структура готовности к ДДУ.

Нами были определены условия развития выявленных компонентов:

  • Потребность в общении и игровом взаимодействии связана с настроением, аппетитом, результативностью, самостоятельностью, социальными связями, проявлением познавательных потребностей, инициативностью, спокойным отношением к ситуации расставания, навыками общения со взрослыми, мотивацией и отсутствием страхов и тревоги в новой ситуации.
  • Спокойное отношение к ситуации расставания – с настроением, сном, аппетитом, результативностью, самостоятельностью, социальными связями, проявлением познавательных потребностей, инициативностью, потребностью в общении и игровом взаимодействии, навыками общения со взрослыми, мотивацией и отсутствием страхов и тревоги в новой ситуации.
  • Навыки общения со взрослыми – настроением, сном, результативностью, самостоятельностью, социальными связями, проявлением познавательных потребностей, инициативностью, потребностью в общении и игровом взаимодействии, спокойным отношением к ситуации расставания и мотивацией.
  • Мотивация – с самостоятельностью, социальными связями, проявлением познавательных потребностей, инициативностью, потребностью в общении и игровом взаимодействии, спокойным отношением к ситуации расставания, навыками общения со взрослыми и отсутствием страхов и тревоги в новой ситуации.
  • Отсутствие страхов и тревоги в новой ситуации – с настроением, проявлением познавательных потребностей, инициативностью, потребностью в общении и игровом взаимодействии, спокойным отношением к ситуации расставания и мотивацией.

Данная картина, конечно же, определяется всей социальной ситуацией развития ребёнка и его возрастными особенностями.

В ходе исследования, нами выявлены различия в сформированности отдельных показателей психологической готовности к поступлению в ДДУ по половой принадлежности детей от 3 до 4 лет (настроение, самостоятельность, навыки общения со взрослыми).

В соответствии с выявленными компонентами разработаны практические рекомендации для родителей, позволяющие сформировать психологическую готовность ребёнка к поступлению в ДДУ.

На основании проведённого эмпирического исследования и значимости выделенных критериев психологической готовности родителям были даны следующие рекомендации по формированию каждого из этих критериев. В результате исследования наметились возможные направления дальнейшего изучения проблемы готовности ребёнка к ДДУ. Например, нам видится интересным выявление факторов и условий, влияющих на формирование различий психологической готовности к ДДУ у мальчиков и девочек.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: [пособие для пед. коллективов дет. садов и родителей: сборник] – М.:Обруч, 2010-304с.
  2. Иванова Т.В. Адаптация ребёнка к ДОУ. Волгоград: ИТД “Корифей”. – 96с.
  3. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.07. – Москва, 1996. – 161 с.
  4. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста: актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.- М.: Скрипторий, 2006. – 96 с.
  5. Реуцкая О.А. Первый раз в детский сад: инструкция по эксплуатации. Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 156, [1]с – (Мир вашего ребёнка).
  6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками/ Е.О.Смирнова – М.: Издат. центр “Академия”. 2000-160с.
  7. Уфельман А.П. Психологическая готовность ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. – Дипломная работа. – М.: ИПП. — 2012. – 99 с.