г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Проблема современного понимания профессионального становления личности в образовательном процессе

%d0%ba%d0%bb%d0%b8%d0%bd-2010Лукаш Л. А., аспирантка кафедры социальной психологии
Российского государственного социального университета

В отечественной и зарубежной психологии проблемы развития профессиональных способностей и личностных качеств, их обусловливающих, являются одними из наиболее актуальных. Психологические исследования соотношения личности и профессии, факторов, определяющих процесс личностного и профессионального становления, опираются на единый категориальный аппарат в рамках субъектно-деятельностного подхода. Вместе с тем, очевидны расхождения в определении основных дефиниций, таких как: «профессиональное становление», «профессиональное самоопределение», «профессиональная адаптация», «профессионализм».

В исследованиях, посвященных профессиональному развитию личности понятия «профессиональное развитие» и «профессиональное становление разводятся редко, порой упоминаясь как синонимы. Профессиональное развитие отождествляют с созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием личности в ходе ее профессиональной деятельности.

В ряде работ (Сыманкж Э.Э Зеер Э.Ф.) профессиональное становление понимается как индивидуальная траектория человека на пути к профессионализации («формообразование» субъекта, адекватного содержанию и требованиям профессиональной деятельности) или (Л.М.Митина, О.А. Аветисян, С.В. Агафонова) как стадия профессионального развития (этап вхождения в профессию и обретения навыков профессиональной деятельности).

Продолжая рассматривать «профессиональное развитие» как более широкое понятие, нежели «профессиональное становление», В.И.Слободчиков выделяет три его субкатегории: «становление», «формирование» и «преобразование».

Под «профессиональным становлением», понимается созревание личности на основе существующих в ней способностей и потенциальных возможностей в единстве причин и следствий, определенных закономерностей и новообразований, связанных с вхождением в профессиональную деятельность и отношения. И говоря о профессиональном становлении в этом контексте, психологи чаще всего рассматривают систему «личность — профессия», где исследуются качества, способности субъекта и их соответствие требованиям профессии, разрабатываются программы помощи и сопровождения на этапе профессионального выбора и самоопределения. (Климов Е.И., Пряжников Н.С.).

«Формирование» личности связывается с ее оформлением как совершенствованием. В психологическом толковании «формирование» понимается не как следование определенным стандартам и формам, а как «единство социокультурной цели и общественно значимого результата развития» (Слободчиков В.И.).

«Преобразование» — субкатегория, характеризующая, в большей степени, с саморазвитие и смену жизненного вектора в соответствии с определенной иерархией жизненных ценностей человека.

Все три субкатегории тесно связаны между собой, и, тем не менее, социально — психологический пласт исследования личности в профессиональной деятельности, на наш взгляд, в большей степени возможен с точки зрения профессионального становления. Изучение «преобразования» личности в представленном понимании крайне затруднено, так как затрагивает субъективную оценку результативности внутренней динамики самим человеком. Проблема формирования тех или иных профессиональных качеств в большей степени рассматривается в рамках экспериментальных или педагогических исследований.

Исследование модификаций личностных образований человека профессии возможно при знании основных принципов и закономерностей развития системы «личность — профессия — общество», что определяется субкатегорией «профессиональное становление».

Минюрова С.А. предлагает рассматривать проявления личностно-профессионального развития в системе «человек — профессия — общество» через призму онтологических принципов:

  1. принцип изоморфизма профессии как реально развивающейся в обществе ценностно-нормативной системы и ее субъективного образа как внутренней психической реальности человека;
  2. принцип самоорганизации;
  3. принцип порождения профессионального будущего;
  4. принцип целостности и подлинности проживания человеком себя в профессии;
  5. принцип выбора стратегии реализации личностно-потенциальных ресурсов.

Личность — общественно — обусловленное, интегрально-психическое образование, задающееся требованиями социальной среды и закономерностями исторического процесса. Общественные отношения определяют поведение и переживания человека, как и система ценностей и норм данной исторической эпохи и социума. Именно поэтому, в современных концепциях профессиональное и личностное становление неразрывны и взаимосвязаны, обусловлены самой личностью, социумом, профессией, спецификой отношений.

Прогрессивное развитие личности в профессии детерминировано внешними (социальными) и внутренними (личностными) благоприятными факторами. При возникновении критических моментов развития, в ситуациях флуктуации (колебаний) и бифуркации профессиональное становление может принять различные направления в динамике.

Динамика профессионального становления — сложный неоднородный процесс, характеризующийся кризисами или точками бифуркации, определяющими степень влияния тех или иных социальнопсихологических факторов на становление личности профессионала- психолога. Исходным источником любого развития являются противоречия и неустойчивость. В этом смысле, принцип неустойчивого динамического равновесия характеризует «личность — профессия — общество» в законах синергетики, где профессиональное становление — прохождение субъектом определенных критических точек под воздействием внутриличностных, межличностных, профессиональных факторов и механизмов. Принцип неустойчивого динамического равновесия является источником развития системы «личность — профессия — общество».

Профессиональное становление в нормативно заданных ситуациях, стимулирующих его, детерминировано. В отдельные критические моменты развития этот процесс приобретает индетерминированный характер, вероятностный и случайный. В случае поступательного, прогрессивного развития этот процесс детерминирован упорядоченными внешними благоприятными факторами.

Профессиональный кризис основан на расхождении или рассогласовании операционально-деятельностной, ценностно-ментальной и социально — нравственной составляющей профессиональной идентичности. Изменения обладают различным качеством — позитивным или негативным, порой способствуя возникновению специфических профессиональных деформаций или деструкций. При этом под кризисом понимается критический период повышенной уязвимости, возросших потенций, соответственно — качественных изменений. В основе профессионального кризиса — кризис идентичности, потребность в переидентификации и новых личностных выборов.

Экзистенциально-гуманистический подход к проблеме профессионального становления личности специалиста определяет анализ и осмысление ценностно-смысловой сферы личности, нравственных ориентиров и социально-признанных норм поведения в профессиональном сообществе, группах и обществе в целом. Все это задает современное направление исследований изменения личности в профессиональном развитии от индивидуации к индивидуальности с точки зрения формирования устойчивых связей — комплексов — личностных интегративных образований.

Профессиональное становление обусловлено онтогенетическим и филогенетическим прошлым субъекта и социальными факторами развития, где индивидуальные свойства человека — это антропологические безличные предпосылки ее развития, социальная среда — источник развития, а целенаправленная деятельность — основание и движущая сила. Изменения социальной ситуации развития индивида приводят к развитию самосознания и самостоятельности. Общественная значимость деятельности, специфика профессиональных отношений и требований профессионального сообщества определяют то или иное развитие личности.

Профессиональное становление — это личностное качественное преобразование, задаваемое в тех или иных социальных условиях в соответствии с профессиональными и общественными нормами. На наш взгляд, подход в отечественной психологии к системной организации личностных изменений наиболее полно представлен словами А.Г.Асмолова: «…в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности».

Для целостного представления о закономерностях профессионального становления личности специалиста необходимо определять внутренние и внешние факторы, влияющие на этот процесс.

Выделяют 3 группы внутренних факторов:

  1. Факторы, определяющие объекты и рамки выбора — общественные, технологические, территориальные, общественный строй, культура, перечень профессий
  2. Факторы, определяющие формирование самих индивидов как социальных типов — социальные институты, средства массовой информации и т.д.
  3. Качества самого субъекта выбора — мотивация, интересы, знания, ценности, представления.

К внешним факторам влияния на развитие личности профессионала относят:

  1. Микроуровень, т.е. ближайшее социально-экономическое окружение (социальный статус семьи, референтные группы, социо-культурная среда общения.
  2. Мезоуровень (деятельность образовательных учреждений, влияние религиозные и общественных объединений, профсоюзов и т.п.)
  3. Макроуровень (состояние экономики, предпринимательства, политической ситуации, общественного мнения и др.)

Внутренние факторы, влияющие на профессиональное становление — это все, что связано со структурой личности — ценностные ориентации, жизненные установки, притязания, личностный потенциал, общие представления о профессии, первый опыт в профессиональной деятельности и отношение к нему.

К личностным детерминантам (Малышев А.А, 1977, Абульханова К,А, 1999, Кригер Г.Н., 2002), определяющим профессиональное становление специалистов гуманитарного профиля относятся характерные для развития общие характеристики (5):

  1. Структурные образования личности (темперамент, характер, интеллект)
  2. Характеристики личности (активность, направленность, гибкость, творчество)
  3. Образ «Я» (представления о себе, самооценка, уровень притязаний)
  4. Профессиональная идентификация (отождествление себя с профессией и личностью профессионала)
  5. Профессиональное сознание (отражение реальности и представлений)
  6. Профессиональная мотивация (направленность, активность профессионального развития в целом)
  7. Профессиональное самоопределение (процесс выборов и определения себя в пространстве профессий и отношений)

В настоящее время, процесс профессионального становления рассматривается неоднозначно и противоречиво. В своем исследовании мы ставим задачу систематизации накопленных научных сведений о закономерностях развития специалиста по линии обретения и интеграции личностных структур и связей.

Профессиональное становление — результат динамики профессионального сознания как центрального компонента профессионального развития личности, определяемое системой ценностных ориентаций, мотивации, особенностями темперамента, процессами и результатами идентификации — обособления личности в обществе. При этом, развитие сознания представляется в виде двухфакторной модели: 1. как фактор взаимосвязи и контакта индивида и окружающей среды, личности и общества, индивидуальности и в реальных и потенциальных образованиях «Я»; 2 — фактор творчества, созидания. Выбора, свободы и связанной с ней ответственностью в системе взаимодействия — контактов. Двухфакторный подход (контакты, их интенсивность и широта, коммуникация и смысловое общение; произвольность, уровень субъективной. активности, устойчивость и многообразие избираемых объектов, форм и т.д.), поддерживаемый в работе Р.В.Акопова, приводит к необходимости определения интегральной характеристики личности, способствующей эффективности отношений личность — социум. Такой характеристикой, на наш взгляд, является толерантность личности.

Профессиональное становление личности — это сначала обретение общности субъекта и профессии (индивид как типичность проявлений), затем — идентификация и адаптация (соотношение индивидуальных способностей и возможностей с требованиями профессиональной деятельности, первое обретение себя в профессии как самоидентификация, формирование профессионального сознания) и уже потом индивидуализация (самореализация с учетом индивидуальных возможностей и творческого начала в деятельности, отличность субъекта от других в профессии). В связи с этим, профессиональное становление опирается на такие понятия, как индивид, личность, индивидуальность, активность, идентичность, самосознание.

Индивидуализация понимается как первый и необходимый этап в развитии личности и индивидуальности, необходимый для самоопределения человека в окружающей его действительности, в том числе и профессии. В соотнесении с концепциями профессионального развития личности, этот этап в большей степени соответствует этапу оптанта и профессионального самоопределения.

Индивидуальность в профессии — это неповторимость, уникальность проявлений в деятельности специалиста. Индивидуальность понимается как высший уровень иерархической организации психологических свойств человека. Индивидуальность в профессиональной деятельности формируется постепенно, проходя этапы адаптации, идентификации, активизируясь на этапе самореализации личности в профессии.

Личностные качества определяют профессиональное становление, профессиональное развитие в свою очередь влияет на личность, процесс профессионального становления неоднороден и детерминирован социально-психологическими факторами. Профессиональная деятельность — это система отношений субъекта и профессионального сообщества, субъекта самого к себе, субъекта и общества.

Структуры личности определяют выбор профессии, профессия откладывает отпечаток на свойствах и поведении человека в предъявляемых социумом требованиях и принятых обществом ценностей.

Каждая профессиональная деятельность обладает своей спецификой и модификацией личностных качеств специалиста.

Изучение структурных связанных между собой черт личности специалиста, их динамики в профессиональной деятельности определяет характер современных исследований. В этом смысле личностная модификация профессионального становления может быть показателем внутренних и внешних процессов, определяющих поведение субъекта в социуме и профессии. Толерантность в контексте профессионального развития выступает как автохарактеристика личности, свидетельствующая о субъективной мере свободы и творчества будущего специалиста на фоне осознанной им необходимости индивидуального выбора направления личностного роста в открытом для него профессиональном пространстве.

С нашей точки зрения, под профессиональным становлением следует понимать совокупность личностных изменений в процессах самоопределения, этапа выбора, обучения, адаптации в профессиональной деятельности и достижения профессионализма. Говоря о профессиональном развитии, мы предполагаем систему «формирование» — «становление» — «преобразование». Профессиональное становление — процесс обретения личностью позитивного отношения личности к профессиональной деятельности в контексте ее социальных отношений в конкретный период развития общественно-экономической формации.

Список литературы
  1. Акопов Г.В. Сознание как проблема современной психологии. // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения: Сборник статей международной научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008.
  2. Асмолов А.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: ИД «БАХРАХ», 1999.
  3. Безносов С.П. профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: ИЦ «Академ ия»,2004.
  5. Малышев А.А. Психология личности и малой группы. — Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977.
  6. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии, — М.: Компания Спутник*, 2008.
  7. Психотехнологии и психотехники профессионального развития личности: Учебное пособие / КА.. Аветисян, СВ.Агафонова, О.А.Анисимова и др.; под ред, Л. М. Митиной, С. А. Подосинникова. — Астрахань: ИД «Астраханский университет» , 2008.
  8. Сер Л.М. Профессиональное самоопределение вузовской молодежи / ЛМ.Сер. — М.: ИД «ИТИСО», 2008.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогене. — М.: Школьная Пресса, 2000.