г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Исследование адаптации студентов-психологов к условиям обучения в вузе

Из сборника студенческих работ НОУ ИПП
Современное общество: социально-психологический анализ / под ред. С.В. Трушковой,
Л.А. Лукаш –М., 2012. – С 70-83

Журавлев Д.В., Лукаш Л.А.

Адаптация к вузу требует мобилизации определенных психических и физических ресурсов человека. Отсюда и изменение физиологических, психофизиологических, психических функций и характеристик личности, которые определяют успешность адаптации и адаптивность как свойство личности, как фактор адаптивного процесса студентов к вузу. Исследование процесса адаптации студентов, в наши дни приобретает все большую актуальность в связи с ростом учебных заведений и повышением требований к качеству образования. С позиции вуза, успешная адаптация учащихся способствует сохранению контингента учащихся, обеспечивает качество их профессиональной идентификации и, как следствие, увеличивает престиж учебного заведения. От удачного протекания данного процесса зависит качество и количество усвоенного студентами материала, а значит, и эффективность подготовки будущих специалистов. В этой статье мы приводим данные исследования в рамках курсовой работы.

Объектом нашего исследования стала психологическая адаптация.
Предмет – адаптация студентов к обучению в институте.
Цель – определить особенности адаптации студентов-психологов к вузу.

Задачи исследования:

  1. Определить основные условия успешной адаптации студентов к обучению в вузе на основе теоретического анализа существующих к настоящему времени подходов.
  2. Подобрать методики, адекватные проблематике работы.
  3. Определить основные направления последующего изучения проблемы адаптации студентов к вузу по результатам исследования.

Гипотеза исследования: адаптация студентов-психологов зависит от уровня образования, профессиональной мотивации и возрастных особенностей.

Выборка исследования – студенты первого курса НОУ «Институт психологии и педагогики», вечерней и заочной форм обучения с различным наличным уровнем образования: 27 человек – среднее специальное, 4 – среднее. Возрастные категории: 18 – 25 лет – 19 человек; от 26 – 35 года – 7 человек; 36 – 45 лет — 5 человек. Общее количество 31 человек. Опрос проводился в период между летней и зимней сессиями.

В курсовой работе нами использовались методики: «Изучение структуры мотивации учения студентов» и методика «Изучение уровня адаптированности студентов в процессе обучения», разработанные и апробированные Пакулиной С.В. Выбор данных методик обусловлен тем, что первая из них позволяет определить три группы мотивов, детерминирующих мотивацию активного отношения к обучению в вузе в прошлом, настоящем и будущем – мотивы поступления в вуз; актуальные мотивы учебной деятельности; профессиональные мотивы, что позволяет подтвердить выдвинутую нами гипотезу. Сочетание выявленных мотивов у студентов-психологов 1 курсов характеризует взаимосвязь мотивации обучения и адаптационного уровня (творчески адаптивный, адаптивный и неадаптивный) студента. Мотивационная структура, обеспечивающая творчески адаптивный уровень обучения в вузе, представляет собой релевантную, профессиональную мотивацию с внутренней мотивацией поступления в психологический вуз, широкими познавательными мотивами.

Мотивационная структура, обеспечивающая адаптивный уровень обучения в вузе, представляет собой иррелевантную, профессиональную мотивацию с внешней мотивацией поступления в вуз, узкими познавательными мотивами. Показатели ниже 40 баллов определяют неадаптивный уровень обучения в вузе. Преобладание первой и второй мотивационной структуры свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии психолога и удовлетворенности ею. Обработку данной методики можно увидеть в тексте курсовой, поэтому более подробно на этом останавливаться в статье не будем [4].

Вторая методика «Изучение уровня адаптированности студентов в процессе обучения» [4] позволяет выделить восемь показателей, влияющих на уровень адаптации студента: профессиональная направленность; самооценка учебной деятельности; отношение к обучению; педагогическое мастерство преподавателей; психофизиологическая удовлетворенность; материальный уровень; общественная активность; сплоченность академической группы. В бальной оценке они составляют три уровня адаптационного процесса: продуктивно-адаптивный, адаптивный и неадаптивный. В методику были внесены коррективы, адекватные гипотезе. Это вопросы, позволяющие определить, к какой возрастной категории относится студент. Так же нами был добавлен вопрос, позволяющий выявить, какое образование студент получил до поступления в психологический ВУЗ [4,31].

Представим основные результаты теоретического и эмпирического анализа.

Несмотря на большое количество работ по проблеме адаптации студентов, не все аспекты этого сложного явления, обусловленные спецификой современной социальной жизни, достаточно изучены. У истоков исследования физиологической адаптации, как перестройки соответствующих систем организма стоят Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, М. И. Сеченов, А. А. Ухтомский. С позиции психологии рассматривается приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов, здесь родоначальниками являются П. К. Анохин, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. М. Прихожан. Концепция адаптационного синдрома была подробно освещена в работах Г.Селье, Л.А. Китаева – Смыка. Онтогенетический подход, при котором особое внимание уделяется переломным моментам в жизни, так называемым кризисным ситуациям, основы которого изложены в трудах — Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского и многих других авторов. Так же изучается социальная адаптация — как система овладения новыми общественными связями – Т. К. Дичев, В. А. Сластенин, Б. Г. Турусбеков.

В данной статье приведем лишь небольшой теоретический обзор исследований, посвященных выявлению условий адаптации студентов к вузу.
М.С. Яницкий [12] предложил свою классификацию критериев адаптации студентов:

  1. Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость), стабильность в процессе учебы функционального состояния организма (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций).
  2. Группа субъективных критериев: удовлетворенность процессом обучения, удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем
    отношениями (психологическим климатом).

P.P. Бибрих [2] изучал мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. С его точки зрения мотивационно-личностный аспект адаптации студентов связан с формированием позитивных учебных мотивов и личностных качеств будущего специалиста. В учебной деятельности он также выявил различные классы учебных мотивов студентов. Позитивными внутренними мотивами, по его мнению, являются:

  1. Широкие социальные мотивы (отражающие общественную значимость учебы);
  2. Профессиональные мотивы (отражающие значимость учебной деятельности для овладения будущей профессией);
  3. Познавательные (связанные с потребностью в новых знаниях).

Выделяет он и внешние мотивы — мотивы, не связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности, ориентирующие на ценности, лежащие за ее пределами, не входящие в ее содержание: это, прежде всего, мотивы материального поощрения, утилитарные (личная выгода, благополучие и обеспеченность), мотив боязни неуспеха или наказания, узкосоциальные мотивы, отражающие значимость учебной деятельности для микросоциальных отношений (мотивы общения, социального престижа, социальной идентификации).

Успешность процесса адаптации зависит от целого ряда психологических характеристик, которые в совокупности являются основой для сбалансированного взаимодействия личности и среды, что позволяет квалифицировать ее как адаптивную или дезадаптивную.

Адаптивная личность — это индивид, обладающий способностью к оптимальной реализации собственных внутренних возможностей и личностного потенциала при взаимодействии с окружающей средой, к поддержанию постоянства и сохранению устойчивости личности при различных условиях существования. Такая личность характеризуется эмоциональной стабильностью; чувством внутреннего и внешнего психологического комфорта; ощущением удовлетворенности собой, окружающими и своей жизнью; позитивным образом «Я»; сформированностью психологических механизмов защит и форм поведения, необходимых для разрешения длительных внутриличностных и межличностных конфликтов; адекватностью внутреннего и внешнего контроля на основе развитых навыков перцепции, рефлексии и саморефлексии, способностью к самоизменениям, самостоятельностью и независимостью, принятием норм и требований социума [11; 41].

B.C. Ротенберг и В.В. Аршавский [10] напрямую связывают успешность протекания процесса адаптации с выраженностью у индивида поисковой активности, которая трактуется как потребность и стремление индивида к активному поиску выхода из затруднительной ситуации. В случае отказа от поисковой активности или неадекватного реагирования возникает стойкое чувство внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) психологического дискомфорта, приводящее к дезадаптивным формам поведения. Личность с нарушениями в адаптации часто не в состоянии удовлетворительно отвечать тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляет к ней среда.

Т.И. Ронгинской [9] была предложена гипотеза о том, что адаптация студентов как сложный процесс перестройки психической деятельности должна проявляться и в изменении уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса. С точки зрения автора, система личностных характеристик студентов должна содержать следующие компоненты:

  1. коммуникативные характеристики, описывающие сферу общения студентов;
  2. информационные характеристики, отражающие продуктивность познавательной деятельности;
  3. характеристики, связанные со сферой эмоционально-психического напряжения, возникающего при преодолении трудностей адаптационных периодов.

По результатам исследования Т.И. Ронгинская пришла к выводу о том, что в центре личностной структуры студентов 1 курса находятся коммуникативные характеристики личности, описывающие сферу общения. Таким образом, адаптация студентов 1 курса носит преимущественно социально-психологический характер (это связано с процессом вхождения в новую социальную группу и установлением межличностных отношений в ней, таким образом, происходит временное снижение активности в учебной деятельности: обнаружена отрицательная корреляционная связь между общительностью, экстраверсией и академической успеваемостью студентов). На 3 курсе ведущей является направленность на сферу познания, следствием чего является становление картины профессионального знания и осознания себя как субъекта выбранной профессии. К 3 курсу возрастает и значение коэффициентов включения (т.е. возрастает способность человека включать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний), что рассматривается автором как показатель успешной адаптации.

Н.Г. Колызаева [5] считает, что в процессе адаптации студента у него формируются адаптивные характеристики личности, детерминирующие успешность адаптации и адаптивность как свойство личности. В общем процессе адаптации она выделяет две стадии:

  1. Стадия адаптивной реакции (от начала 1 курса до начала 3 курса);
  2. Стадия адаптивной стабилизации (от начала 2 курса до конца 3 курса).

Автор также пытается проследить и половые различия в процессе адаптации.

На процесс адаптации оказывает влияние разновидность и иерархия потребностей человека, но не все потребности человека способствуют правильному функционированию его организма и психики и его социально-психической адаптации. Исходя из этого, А.А. Налчаджян [7] предлагает следующую классификацию потребностей и мотивов личности; а) потребности и мотивы, адаптивные в данной социальной среде; б) потребности и мотивы, стремление к удовлетворению которых в данной социальной среде приводит к дезадаптации личности. Влияние потребности на адаптацию или дезадаптацию зависит от того, на какие ценности она направлена, т.е. из какого спектра социальных ценностей должен выбрать индивид для ее удовлетворения соответствующий объект — цель, поэтому можно говорить об адаптивных и дезадаптивных целях и, соответственно, об уровнях притязания личности в тех основных социально-групповых средах, в которых протекают ведущие формы ее активности.

М.В. Делеу [3] изучала особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу в зависимости от силы или слабости их нервной системы. С ее точки зрения, показателями, характеризующими с психологической стороны состояние человека в процессе адаптации, и имеющими значение для успешности этого процесса являются:

  • тревожность;
  • уровень самооценки;
  • особенности саморегуляции;
  • направленность личности;
  • тип эмоциональности.

По результатам исследования она пришла к выводу о том, что можно говорить о синдроме личностно-психологических особенностей лиц с разной силой нервной системы. По успеваемости не выявлены средне групповые различия у студентов с сильной и слабой нервной системой, но у «сильных» студентов успеваемость более стабильна.

В юности, в связи с решением задачи профессионального самоопределения, происходит бурное развитие личности, проявлением которого являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиций декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие Я, переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости [1], [8].

Особое значение в студенческом возрасте имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей — оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностных ориентации, конечно, не осознается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у студента ощущение своего достоинства, чувство собственной значимости и принадлежности к ней [6].

Таким образом, процесс подготовки студентов к активной профессиональной деятельности включает в себя не только приобретение определенной совокупности знаний, умений и навыков, но и в смене социальной позиции человека, способов учебной деятельности, в изменении привычных связей, отношений и стереотипов поведения, системы ценностей. Включаясь в учебную жизнь вуза, студент сталкивается со сложившейся, но пока еще незнакомой ему системой социальных функций, норм и способов действия в данном учебном заведении. но и усвоение регламентирующих жизнь общества. А отсюда скорость и степень адаптации в новой для студента ситуации во многом влияют на успешность обучения, психологический комфорт, удовлетворенность личности профессиональным выбором, и, в конечном счете, на эффективность функционирования системы высшего образования. Но, не смотря на тысячный контингент абитуриентов, поступающих в ВУЗы каждый год, данная проблема в поле психологии и педагогики изучается довольно медленно. Требуется внимание к разработке методов и методик, а в дальнейшем и целостных программ облегчающих и поддерживающих эффективную адаптацию первокурсников к новым для них условиям вуза. Для получения более полной картины адаптации необходимо расширение исследуемых психологических особенностей студентов, а также расширение знаний о способах и механизмах адаптации человека. Среди малоисследованных факторов можно выделить такие, как социальное и семейное положение, психологический образ жизни, пол, специфику будущей профессии, уровень развития способностей, особенности познавательных процессов, воли, характера.

Результаты проведенного нами эмпирического исследования особенностей адаптации были следующими.

Все опрошенные нами студенты при выявлении уровня адаптации имеют творческий или адаптивный уровень приспособленности к обучению в психологическом ВУЗе. Не адаптировавшихся студентов в данной выборке нами выявлено не было., т.е хорошие адаптивные качества показали студенты, как разных возрастных групп, так и различного уровня образования.

Данные методики изучения структуры мотивации учения студентов говорят нам о присутствии у 10 человек из 31 мотивационной структуры, обеспечивающей неадаптивный уровень обучения.

Интересная картина проявляется при сопоставлении результатов двух методик. 10 из 31 человека адаптировались к учению в ВУЗе, имея слабую, узко-познавательную на то мотивацию с внешними стимулами, а это 32% от всей выборки. Отсюда можно предположить, что данный факт мог замедлить процесс адаптации во времени, но, тем не менее, не помешал студентам адаптироваться (см. рис. 1).

%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bf%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d1%80%d0%b8%d1%811Рисунок 1. Результаты адаптации студентов-психологов к вузу.

Рассматривая группу студентов, имеющую слабый уровень мотивации к учению, через возрастной критерий, мы получили процентное соотношение, представленное на рисунке 2.

%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d0%bf%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d1%80%d0%b8%d1%812Рисунок 2. Уровни мотивации к учению в различных возрастных группах студентов-первокурсников.

Отсюда мы видим, что подавляющее количество людей, имеющих слабый уровень мотивации к учению, составляют представители наиболее молодой возрастной категории от 18 до 25 лет. Это было подтверждено и статистически, были получены значимые корреляционные коэффициенты по критерию Спирмена (0,05).

При анализе полученных данных мы соотнесли полученные результаты с исследованием факторов, связанных с адаптацией и дезадаптацией студентов ЕГФ ТРТУ, проведенное Бородулиным В.Н.. В рамках данного исследования было опрошено 1704 человек, являющихся учащимися технических и гуманитарных факультетов I и II курсов. Вместе с тем, был выявлен определенный «провал» в мотивации поступивших в вуз учащихся средних школ на 1-2 курсах [8].

Выводы:

  1. Данные проведенных нами методик говорят об отсутствии дезадаптации студентов первого курса к процессу учения в психологическом вузе по данной выборке.
  2. Адаптивные качества показали студенты, как разных возрастных групп, так и различного уровня образования. 32% студентов от общей выборки показали неадаптивный уровень мотивации, что так же не повлияло на сам факт адаптации.
  3. Данный феномен наблюдался по большей части (60%) у студентов, относящихся к возрастной категории от 18 до 25 лет, и мы предполагаем, что в основном именно у данной категории людей, происходят затруднения в процессах адаптации и замедленное протекание данных процессов.
  4. Не выявлено четкой зависимости адаптационных процессов от уровня образования, профессиональной мотивации на примере данной выборки, в отличие от возрастных особенностей. Таким образом, можно сделать вывод о частичном подтверждении выдвинутой нами гипотезе.
  5. Требуется более масштабное исследование, и попытка рассмотреть влияние предложенных в работе факторов на динамику протекания процесса адаптации. Так же интересно было бы исследовать, и в дальнейшем учесть в работе, факторы, влияющие на адаптацию именно в данном конкретном психологическом ВУЗе, для этого потребуется работа с преподавательским составом.

Список литературы

  1. Балык А.С. Сформированность образа «Я» студента, как условие развития его личности. Дис. Канд. психологических наук. — Карачевск, 2006г.
  2. Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. —Кишинев: Штиица, 1990.
  3. Делеу М.В. Психологические особенности студентов — первокурсников с разной силой нервной системы и эндокринные показатели нервно-психического напряжения в процессе обучения диссертация канд. психол. наук. Москва. 1982г
  4. Журавлев Д.В. Исследование адаптации студентов-психологов к условиям обучения в вузе. Курсовая работа. – ИПП. – 2010. – 49 с.
  5. Колызаева Н.Т. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения. Автореферат. дисс. Канд. психологических наук. -Ленинград. 1989г.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблема формирования личности. Москва. 1979г.
  7. Налчаджян А.А, Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван. 1988г.
  8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. 2000г.
  9. Рантгинская Т.И. Феномен сопротивления адаптивным воздействиям. Автореферат. Дис. Доктора психологичеких наук. СПб. 1995г
  10. Ротенберг В.С. Поисковая активность адаптации. Москва. 1984г.
  11. Фурманова Н.В. Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода ранней взрослости. Дисс. канд. психологических наук. Ярославль. 2008г.
  12. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: диссертация кандидата психологических наук Иркутск, 1995г