г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Журнал «Семейное образование», рубрика «Осознанный выбор. Кейс».

Проблема: «Моей дочери 12 лет, 6 класс. Способности средние. С 1 класса учится нормально, без троек. Но мы с ней постоянно занимаемся, сама она ничего не хочет делать. Если не заставишь, то пойдёт с невыученными уроками. Всё лень, всё из-под палки. Это касается не только учёбы, так во всём. Врёт, что не задавали, что не знала: что угодно, лишь бы не учиться. Очень несамостоятельная, безответственная. Она всё время под присмотром, бабушка контролирует её дома. Самой ей ничего нельзя доверить. Мотивации никакие не действуют. Как исправить положение?»

Сложившееся положение можно исправить несколькими путями.

1. Консультация специалиста и диагностика. Важно разобраться в причинах безответственности, несамостоятельности, отсутствия мотивации, лжи. А причины могут быть разные: замедленный темп созревания головного мозга, и тогда ваш помощник — нейропсихолог; причины медицинского характера (повышенное внутричерепное давление, синдром дефицита внимания), тогда ваш помощник — невролог;
причины психологического плана, и тогда в ходе психологической работы надо разбираться, как развивалась ответственность, какие страхи есть у родителей и девочки (например, страх родительской неуспешности или детский страх наказания). Необходимо вместе исследовать, какова модель воспитания в данной семье: гиперопека, гипоопека, родительская неуверенность, противоречивые требования взрослых? Как живёт семейная система, на что опирается? Какова роль детей и конкретно этой девочки в данной семейной системе?

2. Работа всех взрослых членов семьи. Здесь вы становитесь примером ответственности и осознанности. Приведу возможные варианты работы взрослых.
Первое — совместное обсуждение цели воспитания и её достижения. Цель — развитие самостоятельности и самоконтроля. Честно и вместе ответьте на вопросы: что делали, что было эффективным, что — малоэффективным, что будете все вместе менять? Возьмите лист бумаги, обозначьте на нём чёткую цель воспитания, этапы, которые позволят оценивать эффективность ваших действий, пропишите возможные способы стимулирования, поощрения, наказания.

Журнал "Семейное образование", номер 3 (2016), ответ Л.А.Лукаш в рубрике "Осознанный выбор. Кейс".Второе. Развить ответственность невозможно, не предлагая дочери участки самостоятельности, в которых она будет заинтересована. Пусть для начала это будет не учёба, возможно, что-то «личного» плана, но чтобы обязательно были видны последствия безответственности. Например, уход за растением, животными: если не поливать цветок, он погибнет, не покормить любимую кошку — она
будет плакать. Определить участки самостоятельности нужно всем вместе и желательно — с девочкой. И конечно, хвалить её за то, что вспомнила, регулярно делает, получается результат. Вам, взрослым, предстоит набраться терпения и не ждать мгновенного развития ответственности.

Третье. У ребёнка должен быть приятный ему пример ответственности и самостоятельности: авторитетный член семьи, которым восхищается девочка и все остальные, с которого действительно хочется брать пример. Желательно, чтобы это был мужчина, так как чёткость, планирование, ответственность, структура — именно мужские качества.
Четвертое — разобраться в причинах лжи. Что скрывается под ложью? Лень? Это простой ответ. Под ленью — скука или невозможность справиться самостоятельно с трудными задачами, отсюда и тревожность. Под ложью может скрываться страх наказания или желание ребёнка всяческими способами быть успешной, любимой. Скуку преодолеваем интересом. То есть в сложные домашние задания добавляем юмор, живые примеры — всё, что преобразует сложность в желание! Вспомните, что помогает вам преодолевать непосильные, новые задачи. Переделайте свои способы под ребёнка. Ещё раз возьмите чистый лист бумаги и, разделив его пополам, в течение одного-двух дней слева ставьте плюс, когда хвалите ребёнка, справа — минус, когда его ругаете или делаете замечания. К сожалению, наш сверхконтроль часто связан с многочисленностью замечаний и критики. От них хочется сбежать и ничего не делать! Что, собственно, и демонстрируют дети. Посчитайте плюсы и минусы на листе.

А может, и без подсчётов сразу видно? Если минусов больше, нужно срочно менять вашу тактику воспитания! Дети должны чувствовать своё принятие такими, какие они есть на самом деле.

3. Помощь педагогов. Возможно, нужен индивидуальный подход. Лучше, если в течение ближайшего месяца заданий на дом будет минимум. Тот минимум, с которым сама девочка может справиться. И похвала от педагога за её выполнение домашних заданий при всём классе!

Остальные пути, я думаю, вы определите сами. Главное, что есть у девочки — это заботливые взрослые, обеспокоенные её настоящими проблемами и её будущим. Удачи вам и терпения!

Download “Журнал "Семейное образование", номер 3 (2016), ответ Л.А.Лукаш в рубрике "Осознанный выбор. Кейс".” SO-16.pdf – Downloaded 32 times – 14 MB

Оставить отзыв

*