г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Журнал «Дошкольное образование», май-июнь 2015, статья «Не тронь меня!», или Внешние и внутренние границы безопасности у дошкольников».

Природа создала все организмы так, чтобы они могли реагировать на неприятность и защищаться в случае опасности: сжиматься, выбрасывать яд, убегать. А значит, с момента появления у организмов — будь то растения, животные или люди — есть способность ощущать дискомфорт и реагировать спасением от него. Как чувствуют безопасность дети? Как они реагируют на опасность? Что происходит, если нормальные реакции защиты своих психологических границ становятся устаревшими и неполезными?

Человек обладает не просто чувствительностью, изначально заложенной природой, но и эмоциями, чувствами, возможностью обозначать ситуации опасности и безопасности речью. Ребёнок, родившись на свет с органами восприятия и ощущения, учится узнавать окружающий мир, дифференцировать различные ситуации и состояния, которые эти ситуации вызывают. Однако в мире, окружающем ребёнка, есть не только комфортные и безопасные условия, но и те, что заставляют вырабатывать способы защиты и борьбы за свои интересы. Не существовало бы «я» человека, если бы он постоянно был слит и объединён с миром в комфорте. Научиться говорить можно, только ошибаясь в названии объектов, пробуя и оценивая результат с помощью взрослого. Ходить можно научиться только через ошибки и падения.

Что представляют собой ситуации опасности? И вообще, что такое «опасность» для ребёнка? Ситуации опасности возникают не сразу, а благодаря накопленному опыту неприятного напряжения и дискомфорта. В раннем дошкольном возрасте ребёнок уже начинает обобщать и обозначать эти ситуации: через осторожность движения и внимание при приближении к ним. И когда мама или папа говорят: «Смелее! Ну!», ребёнок уже не бежит сломя голову, а осматривается и медленно идёт.

Ситуаций, когда дошкольник бежит, торопится к новому, к впечатлениям, к радости, должно быть в десятки раз больше, чем ситуаций, требующих осторожности и осмотрительности. К младшему школьному возрасту их становится больше, а во взрослой жизни избыток напряжения уже накоплен в теле и хорошо запрятан в область бессознательного.

Как ощущается опасность? Телом, а точнее — кожей, так как именно она является его телесной границей во взаимодействии с окружающей средой. Поэтому специалисты обнаруживают в заболеваниях кожи не только соматические причины, но и психологические. Кожа ребенка «кричит»: «Не трогайте меня!» Чувствительность кожи приводит весь организм в напряжение. Ребенок вздрагивает, зажимается, пытаясь собрать силы для «ответного удара».

Но не только неприятности воспринимает ребёнок через кожу, но и любовь, нежность. Так, своими прикосновениями мать развивает чувствительность к психологическому комфорту, расслаблению, развивает «чувство безопасности». Часто психологи задают вопросы родителям дошкольников, особенно их матерям: «Сколько раз в день вы гладите своего ребёнка?» И, увы, иногда такой вопрос приводит родителей в замешательство.

Конечно, же, новорожденный не только чувствует кожей, он видит и слышит. И начинает различать и реагировать на «вдруг» возникший резкий или громкий звук от взрослого. Он видит изменения мимики и так же, как и в предыдущем примере, напрягается и сжимается, как от опасности.

Журнал "Дошкольное образование", май-июнь 2015, статья "Не тронь меня!", или Внешние и внутренние границы безопасности у дошкольников".Ребёнок смотрит на мир, как на удивительный и интересный. К некоторым нарушениям развития можно подойти с психологических позиций. Например, когда развивается близорукость, возможной причиной может быть невозможность смотреть на то, что происходит, бессилие в сложных для ребёнка опасных условиях. Конечно, медицинского обследования и лечения никто не отменяет, но проанализировать детско-родительские отношения тоже стоит. В них ребёнку может быть небезопасно.

«Приходится сто раз повторять одно и тоже!» — жалуются родители. Возможных причин несколько. Например, сам родитель «пропускает» обращения ребёнка. Сколько раз нужно сказать «мама», чтобы она ответила дочери? А может быть и другая причина — слух у ребёнка стал «избирательным»: слышит и реагирует только на безопасные обращения.

Как оценить влияние опасных ситуаций на ребёнка?

Понаблюдайте за ребёнком. Действительно, дошкольник уже может накопить достаточный для выживания в опасности набор средств и способов защиты.

Как он ходит? Сгорбился? Что такое «трудно выносимое» для себя он держит на шее и плечах?

Не может свободно и раскованно лазить и бегать? Как получилось, что тело зажато? Или наоборот, бежит «без оглядки», натыкается на всё подряд и нет чувства опасности? Это тоже плохо. Значит, не работают каналы, по которым уже в детском возрасте анализируются ситуации в континууме «опасно — безопасно».

В норме дети дошкольного возраста активны, подвижны и осмотрительны в той степени, которая не мешает им быть любопытными. Здесь можно ввести такое понятие, как «кумулятивная тревога», то есть тревога, сопровождающая дошкольника в течение длительного времени. Накопленные реальные опасные ситуации ребёнок уже и вспомнить не может и демонстрирует «неадекватные» реакции при малейшем для организма напоминании о пережитой опасности.

Со страхами работать проще, чем с тревогой. Они, в отличие от последней, имеют образы. Все знают о том, что существуют возрастные страхи, которые по большей части связаны с развитием воображения и мышления. В основе детских страхов лежат реальные объекты и ситуации, с которыми встретился ребёнок. А вот тревожность — это не имеющие четкого описания, зафиксированные в подсознании переживания, которые подчас требуют длительной психотерапевтической работы.

Тревожность имеет в большей степени накопительный характер. Например, живёт ребёнок в семье пьющего папы — как следствие, развивается тревожность во всём, что связано с отношениями со взрослыми. Главный детский вывод в этой ситуации: взрослые могут быть неуправляемыми и агрессивными.

Что делать, если вы заметили у ребёнка «кумулятивную тревогу»? Психологи развивают чувствительность ребёнка к своим границам, исследуют причины их нарушения, восстанавливают ситуации, которые были фрустрирующими и привели к напряжению, к накоплению тревоги. Это позволяет вывести на сознательный уровень вытесненные воспоминания, найти адекватные способы защиты, завершить неприятные и опасные для ребёнка ситуации. Тут действует принцип «когда я точно знаю, что со мной, я могу найти способы, чтобы это преодолеть».

Так же можно действовать и в домашних условиях. Попробуйте восстановить сначала для себя цепочку неприятных событий или условий развития тревожности ребёнка. Затем, через рисунки, игрушки, попробуйте с ребёнком проиграть эти ситуации, обнаруживая не только опасности, но и новые способы защиты. Не забудьте похвалить игрушку, которой играл ребёнок, за её смелость и решительность. Так, опосредованно, ребёнок проживает то, что было неприятно, восстанавливает свою чувствительность, обнаруживает свои психологические границы, овладевает средствами защиты своего «я».

Журнал "Дошкольное образование", май-июнь 2015, статья "Не тронь меня!", или Внешние и внутренние границы безопасности у дошкольников".Для развития чувствительности к своим границам есть много упражнений. Например, в детских и взрослых группах желающего участника ставят в центр круга, просят закрыть глаза, «прислушаться» к себе и сказать «стоп», когда люди подойдут очень близко. Ещё мы часто рисуем свои границы или делаем их из различных предметов, а потом играем — в «Войнушку», в «Дружилки» — с тем, чтобы научиться адекватно реагировать на опасность извне.

Как уже было сказано, есть границы биологические (кожа), а есть психологические, которые относятся к отношениям. И если человек пропустил, не заметил нарушения своих психологических границ, то они в буквальном смысле слов доходят до кожи, вызывая псориаз, дерматит, диатез. Поэтому стоит возвращать ребёнка к средствам защиты своих психологических границ, чтобы не допускать биологической интолерантности.

Чем опасней условия для ребёнка, тем крепче и однообразней становятся щиты, охраняющие его не только от старой опасности, но и от всего нового. Ко мне на консультации приходят и взрослые и дети. По моим наблюдениям дети более искренни в своих проявлениях. Однако когда прошу рассказать о неприятном, опасном, страшном, они стараются избежать ответов, пытаясь держать все свои неприятные переживания внутри. У детей возникает предположение: «А вдруг я сейчас начну рассказывать, и этот ужас, который внутри сидит и контролируется мной, выйдет и появится?» От этой мысли становится ещё страшней. Тут-то на помощь и приходят различные техники, игры, упражнения, которые позволяют вытащить страхи и тревоги наружу и начать с ними работать.

Взрослые уже демонстрируют свои, закреплённые постоянной защитой способы «отбиваться от всего». Приведу в пример поведение одной из клиенток. Л. активна и подвижна, быстро и громко говорит, описывая своего «агрессивного» пятилетнего сына. Жалуется на то, что он обзывается, никого не слушает, трудно управляем. По условиям жизни ребёнка все формальные характеристики «приличны»: полная семья, где «хороший, внимательный папа», есть младший брат, с которым отношения без особенностей, как у всех; ребёнок ходит в сад. При этом сама мать мальчика демонстрирует достаточно высокий уровень агрессии и по отношению к мужу, и по отношению к свекрови, и по отношению к коллегам на работе. Л. сложно принять и сына с его возрастными особенностями, интересами, подвижностью. Главная задача, которую видит клиентка в воспитании сына, — «чтобы хорошо учился и стал хорошим человеком». При тестировании без мамы её сын — достаточно спокойный, отрытый в контакте, заинтересованный в заданиях мальчик. Но, как только в кабинет заходит мама, он становится активным, навязчивым и громким. С полутора лет, как выяснилось позже, мальчику стали предъявлять завышенные требования и наказывать за малейшие проявления своего «я». В результате и у ребёнка в отношениях с родителями закрепился основной способ отношений — агрессивность. К сожалению, такие дети образуют группу тех, кто близко не подпускает никого, на расстоянии менее полуметра от себя сразу «заводят» борьбу. У взрослых это может проявляться в виде навязчивых неприятных фантазий о том, что «все, кто рядом, хотят мне зла». В психотерапевтической практике я с такими клиентами всегда веду «детективное» расследование, чтобы докопаться до «опасных» историй детства.

Будьте внимательны, чувствительны и осторожны со своими детьми. Помните, что ребёнок накапливает опыт безопасных и опасных отношений с миром. Первые — стимул для развития, вторые — причина формирования «панциря защит».

Здоровья вам и вашим детям!

Download “Журнал "Дошкольное образование", май-июнь 2015, статья Л.А.Лукаш "Не тронь меня!", или Внешние и внутренние границы безопасности у дошкольников".” DO-15.pdf – Downloaded 29 times – 3 MB

Оставить отзыв

*