г. Москва, Дмитровское ш., 9А стр. 1 +7 (916) 861 05 05, +7 (925) 199 12 31

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Ваш ребенок очень подвижен и неусидчив? Невнимателен? Быстро устает? Не может сам выполнять домашние задания? И тогда – «Что делать?» и «Как помочь?» – вот два основных вопроса, которые требуют срочного и точного ответа.

Гиперактивность ли это?

Определимся с возрастными особенностями.

Дети до 10 лет испытывают затруднения при выполнении кропотливых и малоинтересных домашних заданий. Это возраст движений, возраст физической и познавательной активности, возраст любопытства ко всему, что окружает ребенка. Задача начальной школы – научить учиться. То есть – научиться самостоятельно добывать знания, научиться себя организовывать при встрече с учебными трудностями, сохранять желание их преодолевать. А задача физиологического развития – укрепление организма, становление отвечающих за произвольность (управляемость) психических процессов мозговых структур. И по норме развития в созданных взрослым, благоприятных условиях, дети к 5-му классу показывают эти результаты.

Как определить симптомы гиперактивности и невнимательности?

Уже в дошкольном возрасте (а то и раньше) можно выявить не только возрастные нормы, но и симптомы «синдрома дефицита внимания», «гиперактивности», «минимальной мозговой дисфункции» и т.п. рядоположенные диагнозы. Какие из них могут заметить родители? Ниже я приведу симптомы для детей 6-9-ти лет.

  • Внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, с одного действия на другое
  • Даже, когда ребенок занят интересным и увлекательным занятием, не может усидеть на месте – все время двигается его тело, «все время ёзрает»
  • Очень быстро устает от любых заданий («быстро» – это за 3-5 мин)
  • Не любит кропотливых действий, например, не любит лепку, аппликацию, рисование
  • С трудом проверяет выполненные задания, пропуская ошибки
  • Для того, чтобы начать что-либо делать, ребенку требуется много времени («много» — это 10-20 мин до того, как внимание ребенка будет приковано к заданию)
  • Постоянно переспрашивает, не запоминает со 2-го повторения задание (инструкцию)
Что делать дальше?

Да, есть симптомы, которые можно определить «на глаз», но далеко не всегда «глаз» родителя, или воспитателя детского сада, или учителя является объективным. Прежде всего – надо обратиться к специалистам, которые смогут выявить особенности развития Вашего ребенка. Рекомендации можно найти и в интернете, поставить «диагноз» самостоятельно не трудно (и он может быть ошибочным!).

И все-таки, постарайтесь найти профессиональных неврологов для обследования биологических возможностей ребенка, психолога для разработки рекомендаций, подходящих Вашему ребенку и условий развития (обучение, воспитание и т.д. ), в которых он находится, нейропсихолога для проведения соответствующих коррекционно-развивающих занятий.

Как помочь ребенку справиться с школьными трудностями?

Первое – внимательно прислушайтесь к рекомендациям специалистов, запишите их и следуйте им. К сожалению, в силу своего возраста, ребенок не может себя контролировать и максимально использовать те способы самоуправления и самопроверки, которыми его будет обучать детский психолог или нейропсихолог. Мы, взрослые – его помощники в этом.

Второе – примите своего ребенка таким, какой он есть. Позвольте ему развиваться так, как дала природа. Мы не можем опередить его индивидуальных темпов созревания, можем лишь обеспечить максимально подходящие условия!

Третье. Только одинаковые требования и любовь близких будут сопутствовать удаче. Очень часто, в семьях гиперактивных детей разные стили воспитания у родителей, бабушек, дедушек и т.п. И тогда, на гиперактивность «накладывается» агрессивность или тревожность ребенка – неосознаваемое им желание быть маленьким и любимым или быть сильным драчуном и завоевывать авторитет среди сверстников, взрослых. Гиперактивные дети часто болеют, так как непосильные для них требования «сиди хорошо», «все сделаешь, тогда пойдешь», «перепиши» и др. проявляются переутомлением в соматических заболеваниях.

И, наконец, как помочь ребенку в его развитии?

Основой организации всех занятий с ребенком должны быть:

  • Алгоритмы, которые проговаривает взрослый, обучая ребенка, тем самым, планировать свою деятельность и проверять полученные результаты. При выполнении домашних заданий таким детям проговаривают вначале «первое, что мы будем делать – это…, затем…, и, наконец,…», а после работы проверяют «итак, мы сделали это…, потом…, и…». С ребенком вместе анализируются результаты через его достижения по сравнению с предыдущим днем.
  • Распределение нагрузки (дозы заданий, режим дня, выходной на неделе и др.)
  • Баланс возбуждения и торможения. Ребенок должен ходить в бассейн, принимать успокоительные ванны, слушать успокаивающую музыку и т.п. , наряду с возможностью быть активным, подвижным, крикливым
  • Прогулки в достаточном физическом пространстве. Ребенок должен гулять и на улице «выплескивать» накопившиеся энергию и напряжение. Стены квартиры – это ограничения. Постарайтесь давать возможность ребенку не только «иметь границы», но и «не иметь их».
  • Спокойная, терпеливая обстановка преодоления трудностей. Уроки и др. школьные домашние задания должны проходить в спокойной обстановке, без «нервов» родителей. Если Вы не справляетесь, «терпения не хватает», то найдите няню, посадите рядом с ребенком бабушку, дедушку – тех людей, у кого «нервы крепче».
  • Успешность ребенка. Не забывайте хвалить ребенка не только за учебные достижения, но и за результаты его увлечений, занятий, не связанных с учебой. Ребенок должен «найти себя», а не «потерять»!
  • Способы, которые ребенок может использовать в школе для самоорганизации и самопроверке. Эти способы Вам даст специалист-психолог. Некоторые способы можно найти и самим в интернете, литературе по проблеме детской гиперактивности
  • Занятия по развитию тонкой и грубой моторики, общей координации движений. Эти занятия способствуют развитию отвечающих за внимание и работоспособность центров головного мозга. Поэтому спортивные уголки в квартире, спортивные секции могут значительно улучшить результат. Недаром говорят, тот человек, который владеет телом, владеет вниманием.
  • Совместное творчество. Постарайтесь вместе выполнять интересные ребенку действия с получением результата, за который вы вместе будете гордиться! В совместных творческих делах Вы поможете ребенку и в развитии тонкой моторики, в развитии мышления, в развитии самооценки…
  • Посильная помощь ребенку. С гиперактивными детьми приходится быть всегда рядом – когда выполняет домашние уроки, когда бегает, когда играет со сверстниками. И все же, постепенно начинайте «отходить» от ребенка, особенно при выполнении домашних заданий, поддерживая и поощряя его самостоятельность и самоорганизованность. Сначала ВЫ, потом ВЫ ВМЕСТЕ, потом ОН САМ – вот правильный путь оказания помощи Вашему ребенку. Но, еще раз повторюсь, ОН САМ – это ближе к 3-4 классу.

Я очень надеюсь, что мои заметки помогли Вам в оказании помощи Вашему подвижному, активному, любопытному, ребенку!

Если возникают трудности, если есть необходимость в дополнительном обследовании или занятиях, консультации – звоните, приходите и приводите своего сына (дочь).

Оставить отзыв

*